Задержание без протокола

Содержание

Незаконное задержание сотрудниками полиции, административное задержание

Задержание без протокола

Задержание гражданина работниками правоохранительных структур всегда должно подразумевать какое-то законное основание. Но практика показывает, что иногда эти специалисты злоупотребляют полномочиями и арестовывают людей без причины. Поэтому народ должен знать свои права, чтобы понимать, в каких случаях полицейские действуют безосновательно.

Что представляет собой незаконное задержание человека?

Под данным термином традиционно принято понимать задержание, при котором сотрудник милиции игнорирует нормы законодательства и действует в неверном порядке. Например, осуществляет задержание без наличия соответствующих оснований, не рассказывая причину. Это свидетельствует о том, что права человека нарушаются, и он теряет веру в государство.

В каких ситуациях задержание является законным?

В ст. 14 соответствующего законодательства описан перечень случаев, в которых задержание имеет под собой основание. Он выглядит так:

  • наличие подозрения в совершении преступного деяния;
  • избрание в отношении лица меры пресечения в форме временного заключения;
  • уклонение нарушителя от наказания уголовного характера;
  • совершение побега, отсутствие прибытия в указанное время к месту, где происходит отбывание наказания;
  • избегание административного ареста;
  • пребывание в розыске;
  • подозрение военнослужащего в преступлении;
  • уклонение от исполнения наказательных мер;
  • воздержание от реабилитационной практики в клинике;
  • несоблюдение норм коммендантского часа;
  • незаконное посещение охраняемых объектов;
  • наличие симптоматики психического расстройства.

Что предпринять в случае незаконного задержания?

Если на улице или в любом другом месте к человеку подходит представитель полиции и просит пройти вместе с ним в отделение, и индивидуум осознает, что ничего противозаконного не совершал, он должен действовать в таком порядке.

  1. Попросить сторонника порядка представиться, назвав ФИО, должность, записать его контакты.
  2. Выявить причину, по которой происходит задержание. Как правило, работник структуры говорит, что подозревает в совершении преступления. В данном случае необходимо игнорировать уловки и уговоры полицейского, показав стойкость характера. Недопустимо проявлять по отношению к нему агрессию. Даже если задержание не имеет под собой законного основания, в недалеком будущем сей факт будет обязательно и непременно установлен. А если начать отбиваться и защищаться, после разрешения вопроса на нарушителя могут «повесить» другое правонарушение. Поэтому все, что нужно сделать в данном случае, пояснить собственную позицию, причем адекватно.
  3. Сказать полицейскому, что нужно воспользоваться услугами адвоката. Стоит априори знать, что такое право имеет абсолютно каждый человек.
  4. Рассказать родным и близким людям о том, что произошло, успокоить их, чтобы они также не совершали лишних необдуманных действий.
  5. Ознакомиться с основами протокола задержания, прокомментировать его – строго по факту. То есть сказать, с какими пунктами есть согласие, а где имеются противоречия. Только после этого стоит его подписывать. Отказываться от данного действия недопустимо. Если же сотрудник правоохранительных органов попросит пройти вместе с ним, чтобы составить протокол, стоит настаивать на оформлении документа непосредственно на месте.
  6. Процесс задержания можно записать на камеру или сделать видео, этот инструмент может помочь в ходе дальнейшего разбирательства.
  7. Запомнить время, в которое произошло задержание, т. к. от него во многом зависит последующий исход событий.

На какой срок может произойти задержание сотрудником полиции?

Если представитель органов правопорядка сообщает, что задерживаемый гражданин подозревается в административном злодеянии, срок, на который его просят пройти в отделение, не может быть более 3 часов, о чем сказано в ст. 27.5 КоАП РФ.

Если преступление является административным, но подразумевает посягательство на режим госграницы, порядок пребывания на территории госструктуры – не более 48 часов.

Если речь идет о подозрении в уголовном деянии, человек может попасть в правоохранительные органы на базе судебного решения.

Если оно отсутствует, подозреваемое лицо также может быть задержано, но только в определенных ситуациях:

  • он был замечен на месте, в котором произошло событие;
  • задержание случилось после преступления, но у подозреваемого сохранились его следы.

При отсутствии соблюдения этих правил задержание является незаконным. Если же задержание осуществляется на основании законного документа, на протяжении 36 часов должна произойти доставка в суд. При отсутствии бумаги это происходит в течение 68 часов. В свою очередь, в течение 72 часов нужно отпустить или определиться с мерой пресечения.

Какое предусмотрено наказание?

В ст. 301 УК РФ сказано, что за рассматриваемое деяние последуют такие санкции:

  • ограничение свободы на период времени до трех лет;
  • обязательное выполнение принудительных работ на протяжении двух лет;
  • арест до полугода;
  • лишение свободы до двух лет.

В качестве дополнения судья по собственному усмотрению может вынести решение о лишении права на получение конкретных должностей до трех лет.

Если произошел незаконный арест с последующим заключением под стражу, виновный может понести наказание с назначением принушительных работ до 4 лет или лишения свободы на тот же срок.

Если при этом жертва получила тяжкие повреждения, виновное лицо отправляется на работы на 5 лет или попадает в тюрьму на срок до 8 лет.

Куда можно обратиться в случае незаконного задержания?

С жалобой на конкретного работника правоохранительных структур можно пойти в следующие инстанции:

  • отделение полиции, в котором работает обвиняемая сторона – на имя его начальника;
  • в Министерство внутренних дел, работающее на местном уровне, или же в главное отделение;
  • в управление, специализирующееся на решении вопросов безопасности (для начала можно обратиться на горячую линию);
  • в прокуратуру (если в вышестоящих структурах так и не был получен ответ), в данном случае проблема будет устранена с вероятностью 100%;
  • в судебном порядке незаконные действия полицейских также могут быть обжалованы, более того, потерпевшая сторона может рассчитывать на получение компенсации.

Подача жалобы осуществляется в письменной форме. Унифицированного шаблона письма на законодательном уровне нет, однако в любом случае оно должно включать в себя такую информацию:

  • наименование адресата, которому подается жалоба;
  • данные адресанта – ФИО и телефонный номер;
  • подробное описание обстоятельств – строго по делу (порядок и условия задержания);
  • сведения о работнике правоохранительных структур, ФИО, звание, подразделение, автотранспортное средство;
  • просительная часть о применении в отношении нарушителя соответствующих мер;
  • дата оформления жалобы;
  • подпись, принадлежащая заявителю.

Это далеко не весь перечень данных, в зависимости от индивидуальных особенностей ситуации могут прописываться иные сведения. Однако такой набор является минимальным и стандартным, поэтому приведенная информация должна присутствовать в документе в обязательном порядке.

Каковы последствия незаконного задержания для виновного лица?

Это будет не просто выговор, ведь любые незаконные деяния подразумевают серьезные наказания, и в полицейском участке они тоже действуют. Так что жертва незаконного задержания может напомнить работнику полиции о том, что ему грозит в случае нарушения норм. Самое мягкое наказание, как уже отмечалось, заключается в ограничении свободы на срок до трех лет. Самое жесткое – до 8 лет лишения.

В каком порядке происходит разрешение соответствующих жалоб в суде?

Жалоба, которая отправляется в судебные инстанции, рассматривается их представителями в той ситуации, если лицо было арестовано или пребывает под стражей в незаконном порядке по факту. Согласно нормам ст.

301 УК РФ, жалоба изучения судьями организаций районного или городского значения по месту, в котором проживает жертва обстоятельств, или по месту, в котором происходит вынесение соответствующего постановления.

Чтобы вопрос был решен максимально корректно, судье потребуются от представителей защиты следующие бумаги:

  • протокол по задержанию с описанием деталей;
  • протокол допроса;
  • документация, обеспечивающая характеристику заявителя.

В ходе этого процесса судьей назначается дата проведения заседания, оформляется доставка подозреваемой стороны в суд, требуются материалы по делу и свидетели. Наряду с этим судья в обязательном порядке дает пояснение следующим деталям:

  • кто именно находится на заседании;
  • какие права и обязанности имеют стороны процесса;
  • какое постановление будет вынесено.

Вполне логично, что судья предварительно выслушивает позиции всех сторон – заявителя, его защитника, свидетелей.

Вправе ли потерпевшая сторона рассчитывать на компенсацию за незаконное задержание?

Если действия работника правоохранительной структуры были признаны незаконными в судебном порядке, заявитель может рассчитывать на компенсацию морального вреда в финансовом эквиваленте, что сказано в ч. 3 ст. 133 УПК РФ. У гражданина имеется полномочие на подачу заявления в суд для возмещения вреда морального и материального характера, который был причинен ему незаконным способом.

В иске, который подается в фискальный орган, требуется описание физических и нравственных страданий, которые были перенесены в процессе задержания. Наряду с этим необходимо обоснование размера компенсационной выплаты.

Практика показывает, что чем большая сумма будет указана, тем больше можно будет получить в итоге. В ст.

133 УПК РФ сказано, что возмещение морального вреда в адрес заявителя происхоодит из государства, так что в роли ответчика выступает Минфин РФ.

Судебная практика по аналогичным вопросам (ст. 301 УК РФ)

Ситуация №1. Полицейских, проживающих в Новгороде, лишили свободы на 4 года. Дело в том, что на протяжении 6 часов они держали пенсионерку без основания.

На фоне всего этого ей стало плохо, и у нее случился гипертонический криз. Причина задержания – участие в митинге, посвященном поддержке пенсионеров для повышения пенсий.

Судьей иск женщины был удовлетворен, и она еще получила компенсацию в сумме 10 000 р.

Ситуация №2. Два полицейских получили срок в 3 года. Причиной этого события стало незаконное задержание мужчины, который сказал им, что курить в общественном месте нельзя. В итоге «виновный» был помещен в камеру на 8 часов, хотя максимальный срок должен был составить 3 часа.

Ситуация №3. Два полицейских получили приговор из-за того, что стали подозревать двух подростков в краже. В итоге они задержали их, и длилось это на протяжении 5 часов.

Когда стало понятно, что доказательства виновности отсутствуют, мальчики были отпущены. После этого они попали в больницу с травмами. Родители подали заявление сразу в прокуратуру, что привело к заседанию.

В результате виновные получили 7 лет колонии строгого режима.

В соответствии с нормами ст. 22 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин вправе рассчитывать на свободу личности и неприкосновенность границ. Поэтому задерживать его и тем более – удерживать против воли – никто не имеет право, даже человек в форме.

Если сотрудники правоохранительных органов игнорируют данную норму, они рискуют понести соответствующее наказание, связанное, как уже отмечалось, с незаконным задержанием. Ответственность, которая будет назначена в данном случае, предусмотрена в ст. 301 УК РФ.

Наказание может быть абсолютно любым, степень его тяжести пребывает в зависимости от того, каким именно является преступление. Минимальная «норма» – 3 года лишения свободы, самое строгое решение суда – 8 лет.

Источник: https://advokati-moscow.ru/info/nezakonnoe-zaderzhanie-sotrudnikami-policii/

С какими последствиями могут столкнуться арестованные на митингах :: общество :: рбк

Задержание без протокола

Возможно ли успешное обжалование арестов и штрафов

В большинстве случаев апелляционная инстанция оставляет решение в силе, иногда удается добиться сокращения ареста или штрафа, как это случилось, например, с главным редактором «Медиазоны» Сергеем Смирновым в Москве или рэпером Славой КПСС в Санкт-Петербурге.

Добиться отмены постановления тем не менее можно, особенно если представленные правоохранительными органами документы содержат ошибки, сказала РБК Баева: «По-хорошему, если материал составлен плохо, содержит неточности, суд первой инстанции должен просто возвращать его обратно в отдел. Есть случаи, когда материалы так и не исправляются, проходит процессуальный срок, и они пропадают в недрах отдела. Но когда так не происходит, вторая инстанция может прекратить дело».

Под ошибками в этом случае понимаются ошибки в анкетных данных задержанных, отсутствие рапортов-объяснений со стороны полицейских или других необходимых процессуальных документов. «Очень грубым процессуальным нарушением является, например, составление протокола без уведомления обвиняемого», — поясняет Баева.

Дела по задержаниям и административным взысканиям на митингах в России в Европейском суде по правам человека рассматривают чаще всего в упрощенной процедуре — WECL (well established case-law), говорит Передрук.

ЕСПЧ признает в таких случаях нарушения статьи 11 Европейской конвенции (о праве на свободу мирных собраний), а иногда также статьи 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) или статьи 6 (о праве на справедливый суд).

«Можно сказать, что чаще всего [компенсации составляют] от €5 тыс. до €12,5 тыс.», — сказал Передрук.

Важная особенность рассмотрения жалоб в ЕСПЧ — длительность процедуры. Рассмотрение дела об административном аресте главы штаба Алексея Навального в Татарстане Эльвиры Дмитриевой после акции «Он вам не Димон» заняло около двух лет, рассмотрение жалобы задержанной на акции в 2006 году правозащитницы Елены Рябининой — около 13 лет.

Могут ли из-за ареста уволить за прогул или отчислить из института

Увольнение или угроза им из-за участия в митинге или отбывания административного ареста не соответствуют Трудовому кодексу, сказал РБК Передрук.

Отсутствие на рабочем месте из-за задержания или административного ареста не может приравниваться к прогулу и являться основанием для увольнения, если протокол задержания сотрудника был составлен в нерабочее время, разъясняла юрист «Апологии протеста» Валерия Аршинова.

Иногда работодатели пользуются п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК — «Осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу». Однако постановление об административном взыскании не является приговором и речь в этой норме идет только об уголовных преступлениях, пояснила юрист «Апологии протеста».

На практике к задержанным на митингах могут быть применены внутренние санкции на работе, это касается прежде всего военнослужащих, работников силовых ведомств, педагогов бюджетных образовательных учреждений — структур, которые «плохо реагируют на участие сотрудников в митингах», сказала РБК Баева. Так, административное взыскание у сотрудника правоохранительных органов может быть основанием для проверки со стороны управления собственной безопасности и привести к тому, что к человеку применят еще и дисциплинарную меру — лишение премии, выговор или увольнение.

Были случаи, когда в качестве основания для увольнения учителей и преподавателей в связи с участием в акции протеста использовали п. 8 ч. 1 ст.

81 Трудового кодекса, который допускает расторжение трудового договора с работником, выполняющим воспитательные функции, из-за «аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы», указал в разговоре с РБК cопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Павел Кудюкин: «Сама эта норма резиновая, могут посчитать, что административное взыскание является фиксацией аморального проступка. Это надо пытаться оспаривать, при необходимости — доходить до ЕСПЧ», — считает он.

Отчисление студентов в связи с участием в несогласованной акции или задержанием на ней также незаконно, указал Передрук. Закон «Об образовании» обязывает учащихся выполнять устав или правила внутреннего распорядка, но «только по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности».

Поэтому локальный нормативный акт, позволяющий отчислить из вуза за совершение правонарушения, никак не связанного непосредственно с образовательной деятельностью, не соответствует законодательству, уверен юрист.

«В правилах университета нет и не может быть никакого запрета на участие в акциях», — соглашается Александра Баева.

«Судебная практика демонстрирует, что увольнение работника, привлеченного к административному наказанию в виде административного ареста, чаще всего признается судами незаконным», — сказал Передрук.

Восстановить свои права в таких случаях может помочь также солидарность коллег или студентов, сказал Кудюкин.

Баева добавила, что в ее практике был случай, когда при помощи огласки удалось отстоять школьника, которому грозили отчислением.

Что делать пострадавшим при задержании

После акции 23 января департамент здравоохранения Москвы сообщал, что за медпомощью тогда в столице обратились 29 человек. Если травмы были нанесены сотрудником полиции или Росгвардии, пострадавшие от незаконного насилия должны зафиксировать их у медиков и обратиться в Следственный комитет с заявлением о превышении должностных полномочий (ст.

286 УК), сказал РБК юрист Комитета против пыток Георгий Иванов.

Вероятность возбуждения дела крайне невелика, признает он: «Ни по одному из московских кейсов, которые мы и другие организации вели по митингам 2019 года, не удалось добиться возбуждения уголовного дела, а по большинству случаев не удалось заставить Следственный комитет начать проверки».

В случае отказа потерпевшие могут подать жалобу в суд на бездействие следователей, а после стадии апелляции — подать жалобу в ЕСПЧ о нарушении статьи 3 Европейской конвенции о запрете пыток. Довольно часто Страсбург признает применение силы на мирных акциях чрезмерным, сказал Иванов.

Как вести себя при «профилактических» беседах и визитах

Россияне, которые ранее уже бывали задержаны на акциях протеста, в январе 2021 года часто сталкивались с попытками полиции провести с ними «профилактические беседы» или вручить им предостережение прокуратуры о недопустимости нарушения закона, сказала РБК Баева. «В 2019 году мы тоже это наблюдали. Не только участковые приходили, были и вызовы в военкомат. Если вас задержали на митинге — вполне вероятно, что кто-то еще [из властей] вами заинтересуется».

Профилактическая беседа с участковым ничем не отличается от обычного разговора, не имеет никакого процессуального статуса, никак не фиксируется, ее протокол не предусмотрен, поясняет Баева.

«Если вас во время такой беседы записывают на диктофон, а потом задерживают и эта запись представляется суду, то нужно ставить вопрос о допустимости такого доказательства», — говорит координатор «ОВД-Инфо».

«На мой взгляд, от таких бесед стоит отказываться, и вы абсолютно вправе это делать. Я бы не сказала, что они на что-то влияют, но участковые бывают разные, разговор может проходить в разной тональности.

Можно не открыть участковому дверь, можно предложить ему вызвать вас официально по повестке.

Как правило, это охлаждает пыл участковых, потому что это просто дежурная вещь, которую спускают сверху», — пояснила Баева.

Что касается предостережений о нарушении закона, то есть случаи, когда впоследствии, если человека задерживают, они оказываются в материалах дела, которые изучает суд, сказала юрист. Но «это не может автоматически сработать» против обвиняемого или привести к более тяжкому взысканию, подчеркнула она.

Источник: https://www.rbc.ru/society/16/02/2021/602532dc9a7947d043c04984

Задержание – схема и частые нарушения

Задержание без протокола

Вся СХЕМА уголовного дела – размещена здесь

ЗАДЕРЖАНИЕ

Начнем с задержания, хотя, как мы увидим дальше, уголовное дело совсем не всегда начинается именно с него.

Сам факт задержания по статье 91 УПК– это не просто неприятность, с которой начинаются злоключения обвиняемого, это важная отметка в уголовном деле, «всплывающая» потом во многих его местах.

К слову, в справке к обвинительному заключению будет фигурировать фраза – «задержан в порядке 91 УПК». Это же будет фигурировать и в материалах при избрании меры пресечения.

Да и задержанного это обстоятельство характеризует – одно дело, что он сам явился, другое дело, что его «привели под белы руки».

Иногда уголовное дело начинается сразу с задержания.
Дальше мы подробно разберем, что дело начинается с поводов и оснований (140 УПК). Но в процессуальном смысле задержание, это не повод и не основание – это скорее последствие.

Как бывает в жизни, поясним на очевидном примере:

«Наряд» приехал по вызову на место преступления и там, рядом с трупом несчастного потерпевшего, задерживает подозреваемого. Обстоятельства недвусмысленно говорят о том, что есть основания подозревать его в убийстве (в руках у него окровавленный нож, да и сам он при виде полицейских пытается бежать). Подозреваемого «пакуют» и привозят в отделение, где и оформляют бумаги.

Как это выглядит «по бумагам»:

Пишется рапорт, в котором указывается, что поступил сигнал, выехал наряд, задержан гражданин такой-то при таких-то обстоятельствах. Вот этот рапорт, а не факт задержания, и есть повод для возбуждения уголовного дела (сообщение о преступлении – п.3 ч.1 140 УПК).

Административное и уголовно-процессуальное задержание

Задержание может быть в рамках УПК, а может быть в рамках КоАП РФ (27.3 КоАП РФ) – административное задержание. Разница между этими видами задержания есть.

Часто сотрудники (например, «дпс-ники») сначала оформляют административное задержание, к которому они привычны. А потом оказывается, что дело серьезнее, чем предполагалось.

И здесь важно учитывать момент, когда «административка» превращается в уголовное задержание – поскольку и сроки разные, и права, и процессуальные последствия. Например, по «административке» срок задержания начинается только с момента «доставления в отделение» – ч.4 27.

5 КоАП, а по УПК срок идет с момента фактического задержания (ч.3 128 УПК), т.е. момента, когда человек физически ограничивается в праве на передвижение (подошли и попросили с «проследовать» – всё, срок пошел).

А момент этот важен – после фактического задержания появляется статус «подозреваемый» со всеми его правовыми нюансами, порядок закрепления доказательств меняется, срок зачитывается в наказание – всё это будет иметь значение, если административное дело превратиться в уголовное.

!!! Существенное нарушение: доказательства, полученные в административном порядке нужно обязательно превращать в доказательства, полученные в рамках УПК. Иначе они становятся недопустимыми (ч.1 75 УПК).

Например, протокол личного досмотра, составленного в рамках КоАП, не может вдруг непонятно как оказаться в уголовном деле – материалы административного дела нужно передать отдельным постановлением (пп.3 п.1.1 29.9 КоАП).

Также передаются и все значимые для уголовного дела материалы.

Когда человека можно задержать в уголовно-процессуальном порядке

Итак, задержать первого встречного просто так нельзя.

Разберем по полочкам норму 91 УПК: основания задержания.

Задержание в рамках УПК возможно не за любое подозрение, а только за подозрение в том преступлении, за которое можно «сесть» (т.е. предусмотрено лишение свободы как вид наказания).

Про «посадочные статьи» смотрим здесь (Посадочные статьи, для которых заключение под стражу предопределена).

Иначе говоря, если бабушки, торгующие цветами на улице, начали вдруг в друг друга плеваться и ругаться – задерживать их за это в порядке 91 УПК нельзя, слишком несерьезно.

Задержать человека можно если:

1) – он застигнут при совершении преступления или сразу после (как в вышеприведенном примере с убийством).

2) когда на него прямо укажут потерпевшие или очевидцы, как на лицо, совершившее преступление.

3) когда на нем, при нем (в одежде) или в его жилище будут обнаружены очевидные следы преступления.

4) и еще, (ч.

2 91 УПК) если – человек пытается скрыться, либо он БОМЖ (нет регистрации по месту жительства), либо не установлена его личность (нет документов и проверка по информационным базам ничего не дает), либо следователь уже собирается заключить его под стражу в судебном порядке (т.е. избрать меру пресечения – заключение под стражу). Однако, нельзя, например, задержать БОМЖа просто так без причины– нужно его сначала «заподозревать» в серьезном преступлении (это следует из формулировки ч.1 91 УПК).

Задержание свидетеля

Учитывая ч.2 91 УПК стоит упомянуть, что задержание может произойти и в ситуации, когда беду вроде бы особо ничего не предвещает, но вдруг…

Пример: свидетель вызван на допрос к следователю. Там он допрашивается, сразу же после этого следователь достает из-под стола постановление о привлечении его (бывшего свидетеля) в качестве обвиняемого.

А это уже основание для задержания, поскольку есть обвиняемый и можно запускать процедуру заключения его под стражу, которая с задержания и начинается (ч.2 91 УПК).

Подробнее можно прочитать здесь: Превращение свидетеля в обвиняемого, в чем опасность.

Процессуальные последствия задержания

Итак, человека задержали и «попросили проследовать куда надо». Срок задержания начинает отсчитываться с момента доставления в орган дознания или к следователю (ч.1 92 УПК).

Итак, человека задержали и попросили проследовать «куда надо». Срок задержания начинает отсчитываться с момента фактического задержания (ч.3 128 УПК.

) Этот момент важен тем, что если потом будет обвинительный приговор с реальным сроком заключения – то именно с этого момента и будет исчисляться срок наказания (например, человек два дня был задержан и сидел в изоляторе временного содержания – это минус два дня из срока наказания).

Кстати, право на адвоката появляется с момента фактического задержания (ч.3 128 УПК). Задержанный может пригласить своего защитника и если он не является в течении 24-х суток, то ему назначают «бесплатного» адвоката (ч.4 50 УПК).

На бытовом сленге – «бесплатный» или «государственный» адвокат. Хотя по факту никакой он не бесплатный (ему платят из бюджета и могут взыскать эти деньги с осужденного) и не государственный (в России нет государственных адвокатов).

На профессиональном сленге – адвокат «по 51-й» (от ст.51 УПК, устанавливающей случаи, когда адвокат обязателен, даже если денег у задержанного на своего адвоката нет).«Бесплатный» – не всегда плохой, бывают и настоящие, принципиальные адвокаты.

К сожалению, не всегда.

Подробнее об этом можно прочитать здесь: Псевдобесплатность назначенного адвоката: фактически его оплачивает осужденный.

Если задержанный никаких адвокатов не знает и знать их до этого момента не желал – то на это и дается право на звонок, пусть родственники экстренно ищут.

«Бесплатного» адвоката следователь попробует предложить сразу, чтобы сроки не тянуть. Но если задержанный упирается и «бесплатного» не хочет – будут сутки ждать его адвоката, без него допроса не получится. А после суток в деле автоматически появиться «бесплатный», если не явился «наемный».

Тут стоит помнить, что участие любого адвоката в первом допросе «цементирует» показания на этом допросе. Поэтому, если задержанный под защитой «бесплатного» адвоката во всем признался – то потом «наемный» адвокат замучается с этими признательными показаниями работать. Забрать назад признание – это очень и очень сложно, а оно (признание) всё равно является «царицей доказательств».

Подробнее об этом можно прочитать здесь: Фиксация показаний с помощью адвоката, чтобы исключить последующий отказ от них.

задача «оперов» и следователя на этом этапе – получить признание. Если оно есть, то за судьбу дела можно уже не особо переживать.

Отсюда и «перегибы на местах» – очень хочется дело закрепить признанием пока задержанный не пришел в себя, не «пошел в отказ», пока не «нарисовался» адвокат, нанятый небезразличными родственниками.

Очень много надежд защиты рушатся именно на этом моменте – если в деле есть протокол первого допроса с признанием вины в присутствии «бесплатного» адвоката, то для защиты дело «пахнет керосином».

Но продолжим по процессуальному порядку:

После доставления есть три часа, в течении которых должен быть составлен протокол задержания с разъяснением всех прав (ч.1 92 УПК).

!!! Существенное нарушение: довольно часто при назначении наказания в срок зачитывается время с момента составления протокола задержания. А момент составления протокола не то же самое что и момент фактического задержания.

Как установить этот срок фактического задержания ? Смотрим рапорты полицейских, смотрим объяснения и прочие документы в которых фигурирует более раннее время, по сравнению со временем в протоколе.

Конечно, для сокращения срока наказания зачет одного дня это «копейки», но важность не в этом, а в том, что такая ошибка может служить зацепкой, не позволяющей просто так «отфутболить» жалобу, например, при выборочной кассации (об этом далее).

В эти же три часа задержанному дается право на телефонный звонок (ч.1 96 УПК). Звонок происходит в присутствии сотрудников, чтобы исключить возможность сообщить товарищам «меня взяли, дело шьют, заметайте следы». Если задержанный никому звонить не хочет, следователь должен сам позвонить хоть каким-то известным родственникам (и сделать об этом отметку в протоколе).

Далее – в течении 12 часов о задержании уведомляется прокурор (ч.3 92 УПК), а при задержании спецсубъектов уведомляются и другие лица (ч.1 96 УПК) – например, посольство (если задержан иностранец), командование воинской части (если задержан военнослужащий) и пр.

Кстати, задержанное лицо автоматически становится подозреваемым (п.2 ч.1 46 УПК).

И последний срок – 48 часов (ч.2 94 УПК и ч.2 22 Конституции). До истечения этого срока задержанного нужно успеть арестовать в судебном порядке, т.е. избрать ему меру пресечения (108 УПК). Для таких случаев в районных судах всегда есть дежурный судья, который и нужен для того, чтобы уложиться в срок.

Судья же принимает решение – либо заключить человека под стражу, либо отпустить его (да, такое случается). Либо может продлить задержание до 72 часов, если ему нужно от следствия дополнительное обоснование оснований ареста.

А если каким-то образом следователь срок 48 часов «прошляпил» и в суд не успел – то задержанного нужно отпускать (ч.3 94 УПК).

Примечание: на практике бывает так, что из-за загруженности судьи дело по аресту рассматривается не сразу. Адвокат и следователь ждут в коридоре суда своей очереди, а срок идет. И тогда срок 48 часов просто по времени может «слететь» из-за организационных проволочек (следователь материалы поздно привез в суд, судья занят и пр.

) Однако, радоваться рано, конечно задержанного прямо из суда по этой причине никто не отпустит (хотя строго по закону-то должны – вроде бы норма ч.2 91 УПК прямо это требует). Но слишком много неприятностей это повлечет и для следователя, и для судьи.

Опасность «слета срока» всего лишь ускоряет процесс рассмотрения дела – судья ведь начинает тоже нервничать, особенно если адвокат будет «качать права».

Если требуется полноценная консультация – смотрим здесь

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c2f4c1fa2966000aa0dc98e/zaderjanie--shema-i-chastye-narusheniia-5f59e371efb9584a8217c50d

Незаконное задержание сотрудниками полиции

Задержание без протокола

Любой гражданин рано или поздно может попасть в поле зрения правоохранительных органов. При этом нет никаких гарантий, что его права не будут нарушены. Одним из наиболее распространенных нарушений, с которого обычно и начинается знакомство с блюстителями правопорядка, является незаконное задержание сотрудниками полиции.

Существует три основных стадии, в рамках которых гражданин может столкнуться с правоохранительной системой:

  • доследственная проверка;
  • возбужденное уголовное дело, дознание и предварительное следствие;
  • судебное разбирательство по уголовному делу.

Доследственная проверка или проверка по сообщению о совершенном преступлении по закону может длиться до одного месяца, но на практике существуют способы, с помощью которых этот срок может быть продлен неограниченно.

Доследственную проверку осуществляют органы дознания — субъекты закона об оперативно-розыскной деятельности. Этим законом они и руководствуются. Органы полиции, являясь также органом дознания, руководствуются ещё и законом «О полиции».

Стадия проверки предшествует возбуждению уголовного дела, то есть уголовного дела ещё нет, однако есть так называемый «материал». В рамках материала собираются первичные документы — доказательства для решения вопроса о необходимости возбуждения уголовного дела.

В органах полиции по материалу работают участковые уполномоченные и оперативные сотрудники. Возбуждает уголовное дело следователь, который на самом деле формально не является сотрудником полиции, так как следственный отдел относится к органам юстиции.

Пока уголовное дело не возбуждено, у оперативных сотрудников не так уж много полномочий. В материале нет ни подозреваемых, ни свидетелей, так как процессуальный статус участников пока не определен. Вместо допросов у лиц отбираются объяснения.

Однако, зачастую, большая часть нарушений прав граждан происходит именно на этой стадии. В настоящей статье намеренно не рассматриваются такие очевидные нарушения как избиения или фальсификации доказательств. Эти нарушения видны невооруженным глазом, и, надо отметить, происходят они не так часто. Самое распространенное нарушение – это незаконное задержание.

Существует административное задержание, при котором должен быть составлен протокол об административном правонарушении в течение трех часов.

Также, в соответствии со ст. 92 УПК РФ, лицо может быть задержано на срок до 48 часов по постановлению следователя, но без постановления суда. Дальнейшее содержание под стражей возможно только после соответствующего судебного решения.

Протокол задержания подозреваемого следователь обязан составить не позднее трех часов с момента доставления к нему лица, которого необходимо задержать по подозрению в совершении преступления.

Из этого следует, что в любом случае лицо, доставленное или задержанное, не должно находиться в органе полиции или ином правоохранительном органе более трех часов, если за указанное время в отношении задержанного лица не составлен протокол об административном правонарушении или протокол следователя о задержании порядке ст. 91 УПК РФ.

На практике эти три часа — очень важный период, так как протокол задержания в порядке 91 УПК РФ следователь может вынести только в рамках возбужденного уголовного дела.

Зачастую для возбуждения уголовного дела требуется материал, собираемый как раз за эти три часа. А это очень маленький срок для сбора такого материала. Участники уголовного процесса отлично понимают, что в три часа очень трудно уложиться, и поэтому обычно закрывают глаза на эти нарушения.

Но как адвокату доказать, что его подзащитный пробыл в отделении полиции без статуса и без протокола существенно больше трех часов, а иногда и целые сутки?

Факт доставления лица в ОВД должны регистрировать в книге учета доставленных, которая находится в дежурной части. В случае если доставленного «забыли» занести в книгу учета доставленных, то по первичным документам: объяснениям, протоколам досмотра, актам освидетельствования можно получить представление, с какого момента человек был задержан или доставлен.

Этот период уголовного преследования очень важен для дальнейшего исхода дела, но также в этот период лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, наиболее беспомощно перед сотрудниками правоохранительных органов.

Очень часто при задержании сотрудники полиции отбирают средства связи у задержанного и спокойно «обрабатывают» его.

Повсеместно нарушается конституционное право на тайну частной жизни – полицейские просматривают содержание сотовых телефонов: фотографии, видеозаписи, переписки и т.д., при этом не составляют никаких документов.

Пользуясь тем, что задержанный не знает своих прав, сотрудники склоняют его к даче показаний в «нужную» сторону. Часто при этом также отбирают общегражданский паспорт.

Изъятие мобильного телефона, паспорта незаконно, если эти личные вещи не являются предметами преступления. Это не меры процессуального принуждения и, разумеется, что изъятые таким образом предметы не фигурируют в протоколе осмотра и иных официальных документах.

А ведь один звонок адвокату по уголовным делам в этот момент может коренным образом повернуть дело. Часто бывает так, что при отсутствии других доказательств правоохранители надеются возбудить дело, основываясь только на признательных показаниях задержанного лица. Если не будет признательных показаний, то и у дела не будет, как любят выражаться следователи, «судебной перспективы».

При проведении оперативного эксперимента или контролируемой поставки часто не соблюдается грань, где оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) переходят в провокацию или подстрекательство преступлений.

Например, бывает так, что в суде, благодаря адвокату выясняется, что оперативные сотрудники уговаривали лицо через посредника осуществить сбыт наркотических средств. Это есть прямое нарушение закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

К сожалению, если на протяжении предварительного расследования подсудимые находились под стражей, суду очень трудно признать эти ОРМ незаконными и исключить их из доказательственной базы.

Но есть у оперативных органов одна интересная обязанность, о которой многие не знают. Если в отношении лица проводились ОРМ, например контроль телефонных переговоров, и этому лицу стало известно о том, что в отношении него проводились какие-то ОРМ, то оперативники обязаны по его запросу предъявить все сведения, полученные в результате проведения ОРМ в отношении этого лица.

В рамках возбужденного уголовного дела порядка больше, так как взаимоотношения между участниками процесса на этой стадии достаточно четко регламентированы нормами уголовно-процессуального закона.

В то же время здесь подозреваемого и обвиняемого подстерегает другая опасность – бесплатный адвокат. Точнее, адвокат по назначению. Он не совсем бесплатный, так как получает небольшие деньги из бюджета государства.

Следователи и дознаватели всегда стараются произвести все следственные действия в присутствии своего знакомого адвоката, так как от признательных показаний, данных с его участием, обвиняемый потом не сможет отказаться на суде.

Тем самым представители обвинения «закрепляют» признательные показания. Часто случается, что адвокат по назначению имеет приятельские отношения со следователем, что неизбежно сказывается на линии защиты. Бывает так, что адвокат по назначению больше помогает следователю быстрее оформить дело, чем защищает своего подзащитного.

Эта порочная практика устраивает всех: и следователей, и прокуратуру, и суды. Быстрее проходят дела – лучше отчетность. Страдает только гражданин, который привлекается к уголовной ответственности.

Конечно, есть и добросовестные адвокаты по назначению, которые, даже имея приятельские отношения со следствием, всё равно защищают своего подзащитного всеми средствами и способами, не запрещенными законом.

Данную проблему в настоящее время пытаются разрешить с помощью введения автоматизированной системы распределения адвокатов по назначению. Что из этого выйдет, покажет время.

Если объяснение или показания отбираются без адвоката, и от их содержания лицо в последующем отказывается, такие доказательства являются недопустимыми.

этих показаний нельзя восполнить, в том числе посредством допросов оперативника, дознавателя или следователя, которые отбирали объяснение или допрашивали гражданина.

На практике и протоколы допроса указанных лиц по существу полученных сведений от опрошенного лица признаются недопустимыми доказательствами.

Уголовно-процессуальный кодекс упорядочивает отношения участников уголовного производства, но при этом существует множество моментов, где  требуется помощь адвоката по уголовным делам.

Чтобы исключить незаконное задержание, звоните нам по телефону: +7 (926) 254-36-86, и наши адвокаты сделают все возможное для того, чтобы ваши права не нарушались.

Законодательство в Российской Федерации быстро меняется, поэтому информация в данной статье могла потерять актуальность. Для получения ответа на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь онлайн-консультантом или позвоните адвокату по телефону: +7(926)254-36-86.

Источник: https://advokat-bondarchuk.ru/novosti/nezakonnoe-zaderzhanie-sotrudnikami-policii

Лишение свободы без протокола об административном задержании

Задержание без протокола
Проект Комитета гражданских инициатив «Открытая полиция» продолжает серию публикаций на сайте «АГ», посвященных судебным актам, связанным с деятельностью правоохранительных органов в России и призванным защитить права граждан при взаимодействии с полицией.

В этой статье речь пойдет об оформлении административного задержания и значении соответствующего протокола для обеспечения прав лиц, подозреваемых в совершении правонарушений.

Норма ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Европейская конвенция) гарантирует каждому право на свободу и личную неприкосновенность.

Она требует соблюдения принципа законности, в частности, в случае, если задержание производится для того, чтобы лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, или же когда есть достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение лицом правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 27.1) в качестве одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении предусматривает административное задержание, которое фактически означает лишение свободы, хотя и носящее кратковременный характер.

Так, срок административного задержания не должен превышать трех часов, за исключением некоторых случаев – например, если в качестве одной из мер административного наказания за правонарушение, в котором подозревается гражданин, предусмотрен административный арест (ст. 27.5 КоАП РФ).

Учитывая, что первоначальная редакция КоАП РФ в 2002 г.

насчитывала всего пятнадцать составов правонарушений, совершение которых могло повлечь наказание в виде административного ареста, а сейчас их количество увеличилось примерно в четыре раза, риск быть задержанным на двое суток также возрос.

Вместе с тем ошибочно полагать, что один лишь факт подозрения лица в совершении правонарушения автоматически позволяет полицейским задерживать гражданина и лишать его свободы даже на три часа, а уж тем более на 48 часов – положения национального закона требуют от правоохранительных органов аргументировать необходимость принятия столь радикальной меры, а также пояснить, в чем состоит исключительность конкретного случая по смыслу ст. 27.3 КоАП РФ. Наконец, для защиты прав гражданина полицейские обязаны составить протокол об административном задержании, который включает в себя среди прочего сведения о времени и месте задержания, а также его мотивах.

Иными словами, протокол об административном задержании – главный процессуальный документ, который выступает основным механизмом защиты лица, задержанного в связи с подозрением в совершении административного правонарушения, от произвольного лишения свободы и в некоторой степени от пыток и жестокого обращения. Поэтому значение оформления этой процессуальной бумаги сложно переоценить.

Кроме того, в ст. 3.9 КоАП РФ установлено, что срок административного задержания включается в срок административного ареста, поэтому неоформление протокола об административном задержании сотрудниками полиции на практике делает невозможным включение периода задержания в срок назначенного судом наказания, если лицо впоследствии все же будет признано виновным.

С похожей ситуацией пришлось разобраться Европейскому Суду по правам человека  в деле «Денисенко (Denisenko) против России» (Постановление от 14 февраля 2017 г. по жалобе № 18322/05).

15 июля 2004 г. около двух часов дня Максим Денисенко был арестован по подозрению в совершении грабежа и доставлен в милицейский участок.

Дальше сценарий развивался по довольно обыденной и уже привычной схеме: по каким-то причинам правоохранители также заподозрили Денисенко в административном правонарушении в виде мелкого хулиганства, что, по их мнению, позволило задержать его для рассмотрения этого правонарушения. По официальной версии, вечером того же дня заявитель был освобожден под обязательство о явке, а 20 июля вернулся в отдел милиции.

Сам же Денисенко сообщил диаметрально противоположную версию – он утверждал, что был задержан и не покидал участок до вечера 20 июля.

В результате Максим Денисенко обратился с жалобой в ЕСПЧ. Он отметил, что Правительство не представило никаких документов, касающихся предполагаемого административного разбирательства в отношении него. Заявитель также утверждал, что Правительство не объяснило, какие исключительные обстоятельства оправдывали применение к нему административного задержания.

ЕСПЧ критически отнесся к позиции Правительства, признав его аргументы  неубедительными.

Европейский Суд обратился к собственной сложившейся практике, в соответствии с которой отсутствие процессуального документа (протокола) о задержании свидетельствует о полном отрицании властями принципиально важных гарантий, содержащихся в ст. 5 Европейской конвенции, и о самом серьезном нарушении этого положения.

Суд повторил, что незарегистрированное задержание, отсутствие сведений о дате, времени и месте задержания, ФИО задержанного, а также причинах этого задержания должно рассматриваться как несовместимое с требованием законности и целью ст. 5 Европейской конвенции, и назвал это дело «еще одним примером подобной практики».

Отклоняя аргументы Правительства о том, что заявитель был лишен свободы всего в течение семи часов, ЕСПЧ указал, что протокол об административном задержании должен был быть составлен не позднее чем через три часа, как того требует в том числе КоАП РФ, однако в материалах дела такой протокол отсутствовал вовсе. 

Европейский Суд подчеркнул, что если бы правоохранительные органы оформили все необходимые процессуальные документы, то у Суда не возникло бы сомнений относительно того, был Денисенко действительно освобожден или помещен под стражу 15 июля 2004 г.

Учитывая изложенное, ЕСПЧ справедливо установил в деле нарушение ст. 5 Европейской конвенции, согласившись с версией событий, изложенных заявителем. Чуть более пяти суток неоформленного административного задержания стоили России 7500 евро, которые власти должны выплатить заявителю в качестве компенсации морального вреда.

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/lishenie-svobody-bez-protokola-ob-administrativnom-zaderzhanii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.