Собрание дольщиков земельного участка сельскохозяйственного назначения

Сложности в расчете кворума общего собрания участников долевой собственности

Собрание дольщиков земельного участка сельскохозяйственного назначения

Ни для кого не секрет, что для решения вопросов по выделу земли в натуре из числа земель сельскохозяйственного назначений, находящихся в общедолевой собственности, необходимо пройти ряд процедур, одной из самых важных среди которых является общее собрание участников общедолевой собственности.

Но для того, чтобы собрание было признано правомочным, необходимо набрать кворум.

Но как это сделать, если земельные доли несколько раз меняли правообладателей, дробились, объединялись? Цель данной статьи состоит в том, чтобы, используя математический аппарат, максимально точно решить проблему расчета кворума.

Согласно ст.14 федерального закона 101-ФЗ от 24.07.2002г.

«Об обороте земель

сельскохозяйственного назначения» общее собрание участников долевой собственности считается правомочным, если на нем присутствуют участники долевой собственности на этот земельный участок, составляющие не менее чем 20 процентов их общего числа или владеющие более чем 50 процентами долей в праве общей собственности на этот земельный участок.

Перед организаторами собрания неизбежно встает проблема — как рассчитать, составляют ли присутствующие на собрании участники долевой собственности на этот земельный участок не менее чем 20 процентов их общего числа? Для расчета необходимо знать общее число участников долевой собственности на данный земельный участок. Попробуем проанализировать, откуда можно получить интересующую нас информацию.

В архивах, по всей видимости, должны храниться списки граждан, в середине 90-х г.г. получивших свидетельства на право собственности на землю в соответствии с Указом Президента РФ от 27.10.1993г.

№1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

Но с того момента произошло множество изменений (земельные доли продавали и покупали, выделяли в натуре, передавали по наследству (одному, а чаще нескольким наследникам), часть их отошла к так называемым невостребованным земельным долям и т.д.

), а корректив в вышеуказанные списки никто не вносил. Таким образом, исходные списки граждан, получивших свидетельства на право собственности на землю, достоверным источником информации для расчета кворума на собраниях участников общей долевой собственности считать нельзя.

Реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который ведет Управление Федеральной регистрационной службы, также не является источником достоверных данных (с точки зрения полноты информации о количестве участников общей долевой собственности на земельный участок) — в нем зафиксированы только дольщики, прошедшие процедуру государственной регистрации права общей долевой собственности.

Таким образом, официального реестра участников общей долевой собственности на земельный участок, в котором было бы зафиксировано их общее количество и количество принадлежащих им долей (на актуальную дату), не существует.

На наш взгляд, в ситуации, когда невозможно определить точное количественное значение интересующего нас показателя (общее число участники долевой собственности на земельный участок), наиболее целесообразно воспользоваться статистическими методами, а именно выборочными исследованиями. Термин “выборочные исследования” применяют, когда невозможно изучить все единицы представляющей интерес совокупности. Приходится знакомиться с частью совокупности – с выборкой, а затем с помощью статистических методов и моделей переносить выводы с выборки на всю совокупность.

Рассмотрим использование выборочного метода на конкретном примере.

В ходе регистрации на собрании участников общей долевой собственности получены следующие данные:

 Для расчета кворума необходимо знать общее число участников долевой собственности на данный земельный участок. Просто предположить, что одному дольщику принадлежит одна доля нельзя, т.к.

в результате огромного количества операций перехода прав на доли (по договорам купли-продажи, дарения, в силу наследственных прав и т.д.) одному дольщику может принадлежать и 40 долей и 1 / 4 земельной доли. Например, в нашем случае, на 60 дольщиков приходится 92,333 доли.

Таким образом, простым делением общей площади объекта на 37 650 кв.м. мы получим количество дольщиков, которое будет значительно отличаться от реального.

Воспользуемся выборочным методом, в котором общей совокупностью будет являться общее число участников долевой собственности на данный земельный участок на дату проведения собрания, а выборкой — число участников общей долевой собственности, присутствующих на собрании.

1. Рассчитываем площадь земельного участка, приходящегося на участников общей долевой собственности на земельный участок, присутствующих на собрании:

92,333 х 37 650 = 3 476 337 кв.м

2. Рассчитываем площадь земельного участка, принадлежащего в среднем одному дольщику, присутствующему на собрании:
3 476 337 / 60 = 57 939 кв.м

3. Проанализировав исходные данные (по выборке), переносим выводы с выборки на всю совокупность,т.е. считаем, что на одного «среднего дольщика» приходится 57 939 кв.м. Исходя из этого, рассчитываем общее число «средних дольщиков» (общее число участников общей долевой собственности на земельный участок, полученное статистическими методами):
14 058 860 / 57 939 = 243 чел.

4. Рассчитываем кворум, исходя из общего количества «средних дольщиков»:
243 х 20 % = 49 чел.

Вывод: На данном собрании присутствует 60 дольщиков при необходимом минимуме 49 дольщиков. Кворум имеется.

Для исключения ситуаций, когда на собрание пришел, например, один дольщик, делается ограничение, что минимальное число дольщиков указано в выписке из регистрационной палаты, т. е.

Если число «средних дольщиков» оказалось меньше, чем в выписке из регистрационной палаты, число дольщиков увеличивается до значения, указанного в выписке.

Приведеный выше метод статистической оценки кворума, на наш взгляд, является наиболее точным в условиях неопределенности распределения земельных долей среди правообладателей.

Сегодня широко применяется другой метод, который опишем ниже. По выписке из регистрационной палаты подсчитывается число правообладателей, зарегистрировавших свое право. Затем рассчитывается площадь совокупного земельного участка, принадлежащего зарегистрированным дольщикам.

После этого из площади общего участка (взятому из кадастрового паспорта) вычитается площадь совокупного участка. Полученный таким образом остаток делят на площадь, эквивалентную одной целой доле. Таким образом делается предположение (на наш взгляд совершенно необоснованное), что всем незарегистрированным участникам общедолевой собственности принадлежит по одной целой доле.

На практике с течением времени таких правообладателей, имеющих одну целую долю остается все меньше и меньше.

Сравнивая два вышеприведенных метода, мы считаем, что первый имеет более высокую степень адекватности реальной ситуации с распределением долей, которая повышается с увеличением числа участником общедолевой собственности, зарегистрированным на собрании.

Петров А.Ю.Максимова И.А.

22.06.2009

Источник: https://fermer.ru/content/slozhnosti-v-raschete-kvoruma-obshchego-sobraniya-uchastnikov-dolevoy-sobstvennosti-28700

Растениеводство → Собрание пайщиков по новым правилам. Инструкция

Собрание дольщиков земельного участка сельскохозяйственного назначения

В июне 2017 года в России будут приняты поправки* в закон «Об обороте земель сельхозназначения». Порядок проведения общего собрания собственников земельных долей изменится.

Рассказываем, как действовать в рамках закона по новым правилам.

Подготовка к общему собранию

1. Подготовка к общему собранию начинается за полтора-два месяца до него. Гражданин, желающий провести собрание, должен тщательно продумать, что обсуждать, где проводить собрание, где оставить документы для ознакомления (если таковые имеются).

2. Не позднее чем за 40 дней следует опубликовать информацию о предстоящем собрании в аккредитованном СМИ. Объявление следует продублировать на сайте органа местного самоуправления, а также на информационных щитах того поселении, где находится участок общей долевой собственности.

3. Обязательно нужно письменно уведомить орган местного самоуправления о собрании. За 40 дней орган местного самоуправления составит список участников долевой собственности.

Уведомление о собрании должно содержать:

  • дату и время проведения общего собрания;
  • адрес места проведения
  • повестку дня
  • адрес места, где можно ознакомиться с документами по вопросам повестки собрания, срок ознакомления.

ВАЖНО!

Если вопрос не был заранее включён в повестку дня, общее собрание не вправе принимать по нему решение.

В повестку дня нельзя включать вопросы, решение по которым принято менее трёх месяцев назад.

Если в повестке дня стоит вопрос о межевании участков, объявление должно содержать следующие сведения:

  • ФИО, адрес и телефон того, кто заказал работы по подготовке проекта межевания, его почтовый адрес и номер телефона;
  • ФИО, адрес, электронную почту и телефон кадастрового инженера, который подготовил проект межевания
  • кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка
  • место (адрес), где можно ознакомиться с проектом межевания
  • почтовый адрес, куда можно отправить предложения о доработке проекта межевания
  • сроки, в которые можно отправить такие предложения

Проведение общего собрания

1. В день общего собрания следует зарегистрировать всех участников.

2. В обязательном порядке на общем собрании должно присутствовать уполномоченное должностное лицо от органа местного самоуправления  (УДЛ). УДЛ удостоверяет полномочия присутствующих на собрании лиц – то есть проверяет наличие документов.

      Участники собрания должны иметь при себе:

  • документ, удостоверяющий личность
  • документ, удостоверяющий право на земельную долю
  • доверенность от собственника земельной доли (если собственник не может участвовать лично)

3. Следующий шаг – решить вопрос о кворуме. Для этого следует посмотреть, в чём выражена земельная доля в свидетельствах на право собственности.

  • Если доля выражена в виде простой правильной доли, для подсчёта кворума следует «складывать» доли присутствующих. Если в сумме оказалось более 50% долей — собрание правомочно.
  • Если доля выражена иным способом (гектары, баллогектары и т. д.), следует считать «по головам». Пайщиков должно быть не меньше 50% от их общего количества.

4. Если кворум отсутствует, собрание признаётся несостоявшимся. А организатору общего собрания предстоит заново проходить этапы подготовки 1-3, чтобы организовать повторное собрание.

Во время проведения повторного собрания требования к кворуму смягчаются. Теперь будет достаточно 30% долей (если доля выражена в виде дроби) или 30% собственников (если доля выражена иным способом).

5. Председателем общего собрания является УДЛ от органа местного самоуправления.

ВАЖНО!

Избрание другого председателя для собрания не допускается.

Без УДЛ собрание не проводится.

6. Друг за другом рассматриваются и ставятся на ание вопросы повестки дня.

7. Решения («за» или «против») принимаются путём открытого ания. Решение считается принятым, если за него проало большинство.

  • Если земельная доля выражена в виде правильной дроби, «большинство» считают, складывая земельные доли. Те, кто сказали «за», должны иметь больше земли, чем те, кто сказали «против».
  • Если земельные доли сопоставить невозможно, большинство считается «по головам».

Оформление итогов общего собрания

1. Принятые общим собранием решения оформляются протоколом. В обязательном порядке протокол подписывает председатель собрания (он же – уполномоченное должностное лицо от органа местного самоуправления), а также секретарь собрания.

2. Протокол должен иметь приложение – список присутствующих участников собрания и реквизиты документов, удостоверяющих их права на земельные доли. Участники собрания должны расписаться напротив своих фамилий.

3. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых забирает организатор общего собрания, второй — уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления. Орган местного самоуправления впоследствии хранит протокол и иные документы общего собрания.

4. Орган местного самоуправления обязан выдавать копию протокола или выписки из него в течение трёх дней любому заинтересованному лицу. За такой документ обратившемуся в ОМС следует заплатить сумму, покрывающую расходы на изготовление выписки или копии.

____________________________________________________________________

*Эти и другие поправки опубликованы в проекте федерального закона, который подготовило Правительство РФ. Текст законопроекта размещён на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Источник: https://agrobook.ru/blog/user/aleksandra-koreneva/sobranie-payshchikov-po-novym-pravilam-instrukciya

Статья 14.1. Общее собрание участников долевой собственности | ГАРАНТ

Собрание дольщиков земельного участка сельскохозяйственного назначения

Статья 14.1. Общее собрание участников долевой собственности

1.

Общее собрание участников долевой собственности (далее – общее собрание) проводится по предложению участника долевой собственности, либо лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, либо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Общее собрание принимает решения по вопросам, указанным в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона.

2.

Участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети “Интернет” (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания, а в случае проведения повторного общего собрания – не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. О проведении общего собрания по предложению участника долевой собственности или лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, уведомляется в письменной форме.

3. Указанные в пункте 2 настоящей статьи сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать:

1) дату и время проведения общего собрания;

2) адрес места проведения общего собрания на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности;

3) повестку дня общего собрания;

4) адрес места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, и сроки такого ознакомления.

4. Если в предлагаемую повестку дня общего собрания включаются вопросы об утверждении проекта межевания земельных участков, указанные в пункте 2 настоящей статьи сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать также информацию, предусмотренную пунктом 8 статьи 13.1 настоящего Федерального закона.

Статья 14.1 дополнена пунктом 4.1 с 30 марта 2018 г. – Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 447-ФЗ

4.1.  Общее собрание вправе принимать решения только по вопросам, которые включены в повестку дня общего собрания. Общее собрание не вправе изменять повестку дня общего собрания.

Не допускается включение в повестку дня общего собрания вопросов, которые предусмотрены подпунктами 7, 8 и 10 пункта 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, если решение по ним принято менее трех месяцев назад.

Решения общего собрания, отменяющие и (или) изменяющие ранее принятые решения общего собрания, должны содержать указание на такие решения.

5. Общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 50 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей.

Статья 14.1 дополнена пунктом 5.1 с 30 марта 2018 г. – Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 447-ФЗ

5.1.

В случае, если общее собрание не состоялось в связи с тем, что количества участников долевой собственности, необходимого для обеспечения его правомочности, недостаточно в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, повторное общее собрание с той же повесткой дня считается правомочным, если на нем присутствуют участники долевой собственности, составляющие не менее чем 30 процентов их общего числа, или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющие более чем 50 процентами таких долей.

Статья 14.1 дополнена пунктом 5.2 с 30 марта 2018 г. – Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 447-ФЗ

5.2. Повторное общее собрание участников долевой собственности может быть проведено не позднее двух месяцев после несостоявшегося общего собрания.

С даты опубликования органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, сообщения о проведении общего собрания в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи и до даты проведения этого общего собрания созыв и проведение общего собрания, повестка дня которого содержит аналогичные вопросы, не допускаются.

6.

В случае, если количества участников долевой собственности на земельный участок, не включенных в утвержденный список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, недостаточно для обеспечения правомочности общего собрания в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, общее собрание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее чем 50 процентов общего числа участников долевой собственности на этот земельный участок, не включенных в указанный список.

7. Только лица, представившие документы, удостоверяющие личность, документы, удостоверяющие право на земельную долю, а также документы, подтверждающие полномочия этих лиц, могут принять участие в ании.

Ответственность за обеспечение допуска к анию несет уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

8. Решения принимаются общим собранием открытым анием. При наличии в повестке дня общего собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение.
Решение считается принятым, если за него проали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании (при условии, что способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на этот земельный участок), или большинство участников общего собрания.

9.

В целях проведения общего собрания орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, обеспечивает составление перечня участников долевой собственности (в случае его отсутствия), хранение такого перечня и предложений участников долевой собственности об изменении размеров земельных долей, выраженных единым способом в соответствии с положениями статьи 15 настоящего Федерального закона (если ранее данные доли были выражены разными способами), составление и хранение протоколов, иных документов общего собрания.

10. Уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, участвует в организации и проведении общего собрания, в том числе:

1) осуществляет проверку надлежащего извещения участников долевой собственности о проведении общего собрания и соответствия повестки дня общего собрания требованиям настоящего Федерального закона;

2) удостоверяет полномочия присутствующих на собрании лиц;

3) председательствует при открытии и ведении общего собрания, если иной председатель не будет избран;

4) обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона к порядку проведения общего собрания;

5) разъясняет участникам долевой собственности их права и обязанности при проведении общего собрания;

6) подписывает протокол общего собрания;

7) участвует в обсуждении вопросов с правом совещательного голоса.

11. Принятое общим собранием решение оформляется протоколом. Приложением к протоколу общего собрания является список присутствующих на нем участников долевой собственности на земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на земельные доли.

Протокол подписывается председателем, секретарем общего собрания, уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, присутствовавшим на общем собрании.

12. Протокол общего собрания составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у лица, по требованию которого проводилось общее собрание.

Второй экземпляр протокола общего собрания хранится в органе местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

Копия утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков также передается на хранение в такой орган местного самоуправления.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, размещает протокол общего собрания на своем официальном сайте в сети “Интернет” (при его наличии) и на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, не позднее десяти дней после даты проведения общего собрания.

13.

Заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, выписки из протокола общего собрания или копии такого протокола, выписки из утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков или его копии выдаются любому заинтересованному лицу в трехдневный срок со дня обращения за плату в размере, покрывающем расходы на изготовление выписок и копий.

Источник: https://base.garant.ru/12127542/806849963ef1656ff2752d0d515c6546/

III. Особенности подготовки и проведения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения

Собрание дольщиков земельного участка сельскохозяйственного назначения

С введением в действие ФЗ «Об обороте» (27 января 2003 года) в законодательстве появилось понятие «участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения».

В сущности это граждане, наделенные правом общей собственности на конкретный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с определением доли каждого участника долевой собственности в составе данного земельного участка.

Однако законом не дается понятия данной группы людей, ее правового статуса и других вопросов, имеющих непосредственное значение, как для самих собственников земельных долей, так и для самого земельного участка, находящегося в долевой собственности.

На наш взгляд, для более четкого правового регулирования отношений, возникающих при обороте таких земельных участков, необходимо принятие отдельного специального законодательного акта. В российском законодательстве аналогичные законы приняты.

Это: Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и др. Но сделать этого не представляет возможным, так как кроме ФЗ «Об обороте» комментируемые отношения могут регулироваться гражданским законодательством и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 4 пункта 4 статьи 10 ФЗ «Об обороте» перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. В Республике Башкортостан таким законодательным актом является Закон РБ № 59-з (статьи 21, 21.2, 21.3).

Итак, согласно пункту 1 статьи 14 ФЗ «Об обороте» владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

Как видим, основным органом управления в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, является общее собрание участников долевой собственности.

Организовать подготовку и провести такое собрание в соответствии с установленными требованиями самим участникам долевой собственности не всегда под силу.

Причинами этому могут быть различные причины: разобщенность, разный возраст, различное социальное положение, отсутствие компактности проживания, отсутствие правовой грамотности среди участников долевой собственности.

Кроме этого, к этому процессу не могут быть привлечены специалисты, не являющиеся ими.

Поэтому и были внесены значительные изменения в ФЗ «Об обороте», благодаря которым данный процесс должен быть более управляемым, прозрачным и публичным.

3.1. Институт уполномоченного должного лица органа местного самоуправления.

Так, на органы местного самоуправления поселений по месту расположения земельного участка, находящегося в общей (долевой) собственности, возложены полномочия по:

· организации и проведению общих собраний участников долевой собственности;

· составлению, заверению и хранению протоколов таких собраний;

· заверению доверенностей от имени участников долевой собственности;

· распоряжению земельными долями, находящимися в муниципальной собственности;

· ознакомлению с проектом межевания земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей;

· избранию уполномоченного органом местного самоуправления должностного лица;

· бесплатному предоставлению сведений, необходимых для подготовки проекта межевания земельных участков, в том числе сведения, запрошенные им из органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество и др.

Исполнение данных функций должно осуществляться уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления.

3.2. Общее собрание участников долевой собственности

В пункте 1 статьи 14.1 ФЗ «Об обороте» определяются субъекты, обладающие правом предложения проведения общего собрания участников долевой собственности. Это:

участник долевой собственности;

лица, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции;

– орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Общее собрание принимает решения по вопросам, указанным в пункте 3 статьи 14 ФЗ «Обороте».

Извещение о проведении общего собрания осуществляется следующим образом.

Участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети «Интернет» (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

О проведении общего собрания по предложению участника долевой собственности или лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, уведомляется в письменной форме.

Сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать:

1) дату и время проведения общего собрания;

2) адрес места проведения общего собрания на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности;

3) повестку дня общего собрания;

4) адрес места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, и сроки такого ознакомления.

Если в предлагаемую повестку дня общего собрания включаются вопросы об утверждении проекта межевания земельных участков, сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать также информацию, предусмотренную пунктом 8 статьи 13.1 ФЗ «Об обороте».

Общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей.

В случае, если количества участников долевой собственности на земельный участок, не включенных в утвержденный список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, недостаточно для обеспечения правомочности общего собрания в соответствии с пунктом 5 статьи 14.1 ФЗ «Об обороте», общее собрание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее чем 50 процентов общего числа участников долевой собственности на этот земельный участок, не включенных в указанный список.

На общем собрании участников долевой собственности вправе присутствовать только лица, представившие:

– документы, удостоверяющие личность;

– документы, удостоверяющие право на земельную долю;

– документы, подтверждающие полномочия участников долевой собственности в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 14 ФЗ «Об обороте»

Допуск к анию указанных лиц осуществляется, уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. В связи с этим, соответствующим муниципальным образованием должно быть принято решение о возложении таких полномочий на конкретное лицо, замещающее должность муниципального служащего.

Решения принимаются общим собранием открытым анием.

Решение считается принятым, если за него проали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании (при условии, что способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на этот земельный участок), или большинство участников общего собрания.

В целях проведения общего собрания орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, обеспечивает составление перечня участников долевой собственности (в случае его отсутствия), хранение такого перечня и предложений участников долевой собственности об изменении размеров земельных долей, выраженных единым способом в соответствии с положениями статьи 15 ФЗ «Об обороте» (если ранее данные доли были выражены разными способами), составление и хранение протоколов, иных документов общего собрания.

Уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, участвует в организации и проведении общего собрания, в том числе:

1) удостоверяет полномочия присутствующих на собрании лиц;

2) председательствует при открытии и ведении общего собрания, если иной председатель не будет избран;

3) подписывает протокол общего собрания;

4) участвует в обсуждении вопросов с правом совещательного голоса.

Принятое общим собранием решение оформляется протоколом. Приложением к протоколу общего собрания является список присутствующих на нем участников долевой собственности на земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на земельные доли.

Протокол подписывается председателем, секретарем общего собрания, уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, присутствовавшим на общем собрании.

Протокол общего собрания составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у лица, по требованию которого проводилось общее собрание.

Второй экземпляр протокола общего собрания хранится в органе местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

Копия утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков также передается на хранение в такой орган местного самоуправления.

Заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, выписки из протокола общего собрания или копии такого протокола, выписки из утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков или его копии выдаются любому заинтересованному лицу в трехдневный срок со дня обращения за плату в размере, покрывающем расходы на изготовление выписок и копий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a44757.html

Общее собрание участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения

Собрание дольщиков земельного участка сельскохозяйственного назначения

Владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем 5-ти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

Общее собрание участников долевой собственности проводится по предложению участника долевой собственности либо лиц, использующих такой земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, либо муниципалитета по месту расположения земельного участка (ст. 14, 14.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ  “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”; далее – Закон об обороте земель сельхозназначения).

Перечень вопросов, по которым участники долевой собственности вправе принимать решения на общем собрании, определен законом (п. 3 ст. 14 Закона об обороте земель сельхозназначения) и является исчерпывающим. На общем собрании могут быть приняты решения по вопросам:

1) о предложениях относительно проекта межевания земельных участков;

2) об утверждении проекта межевания земельных участков, в том числе, если такой проект содержит сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельной доли или земельных долей, находящихся в муниципальной собственности;

3) об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков;

4) об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков;

5) об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными;

6) о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка, соглашения об установлении сервитута, об осуществлении публичного сервитута в отношении данного земельного участка или соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе об объеме и о сроках таких полномочий;

7) об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности;

8) об условиях установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности;

9) об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами;

10) о заключении соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, о предложениях об изменении условий указанного соглашения либо об отказе заключить такое соглашение.

Иные вопросы по владению, пользованию и распоряжению земельным участком, не входящие в данный перечень, подлежат урегулированию посредством заключения соглашения всеми участниками общей долевой собственности в соответствии со ст. 246 и 247 Гражданского кодекса РФ.

Извещение о проведении общего собрания публикуется в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, размещается на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети «Интернет» (при его наличии) и на информационных щитах, установленных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, не позднее, чем за 40 дней до дня проведения общего собрания, а в случае проведения повторного общего собрания – не позднее, чем за 30 дней до дня его проведения.

Общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем не менее50 % участников долевой собственности или участников, владеющих более50 % таких долей (при условии, что способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на этот земельный участок).

В случае если общее собрание не состоялось в связи с недостаточным количеством присутствующих на нем участников долевой собственности, повторное общее собрание с той же повесткой дня считается правомочным, если на нем присутствуют участники долевой собственности, составляющие не менее 30 % их общего числа, или владеющие более 50 % таких долей.

Повторное общее собрание может быть проведено не позднее 2-х месяцевпосле несостоявшегося общего собрания.

Решение принимается общим собранием открытым анием и считается принятым, если за него проали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50 % долей общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании, или большинство участников общего собрания.

При наличии в повестке дня общего собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение.

В организации и проведении общего собрания должно участвовать уполномоченное должностное лицо от муниципалитета по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

Принятое общим собранием решение оформляется протоколом, к которому должен быть приложен список присутствующих на нем участников долевой собственности с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на земельные доли.

Протокол общего собрания составляется в 2-х экземплярах, один из которых хранится у лица, по требованию которого проводилось общее собрание, второй – в муниципалитете по месту расположения земельного участка.

При этом муниципалитет не позднее 10 дней после даты проведения общего собрания должен разместить протокол общего собрания:

  • на своем официальном сайте (при его наличии);
  • на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

Источник: https://vladeilegko.ru/matherial/obshchee-sobranie-uchastnikov-dolevoy-sobstvennosti-na-zemelnyy-uchastok-selskokhozyaystvennogo-nazn/

Новое регулирование оборота земли сельхозназначения: чего ждать участникам долевой собственности, членам КФХ и арендаторам

Собрание дольщиков земельного участка сельскохозяйственного назначения

Минсельхоз России подготовил ряд поправок в законодательство, направленных на совершенствование регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Поправки предлагают повысить кворум общего собрания собственников долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, возложить на должностных лиц муниципальных органов обязанности по организации и проведению общих собраний собственников земли, а также ряд других изменений.

Сложившаяся на сегодняшний день правоприменительная практика выявила ряд недостатков действующего регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения. В частности, можно выделить следующие проблемные моменты.

Во-первых, в законодательстве установлен достаточно низкий кворум общего собрания собственников долей в праве общей долевой собственности на земельный участок. Так, согласно п. 5 ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.

2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собрание признается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20% их общего числа.

На практике это означает, что решения по вопросам владения, пользования и распоряжения земельным участком из земель сельхозназначения, находящимся в долевой собственности, могут приниматься без учета мнения большинства участников долевой собственности.

Во-вторых, в законе отсутствует запрет на проведение нескольких общих собраний по схожим вопросам, что на практике нередко приводит к тому, что собственники земельных долей принимают несколько противоречащих друг другу решений.

Кроме того, на сегодняшний день федеральное законодательство не определяет минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельхозназначения — их определяют законы субъектов РФ. Таким образом, усложняется доступ граждан и фермерских (крестьянских хозяйств) к земельным ресурсам.

В рамках существующих процедур предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, представляющие собой преимущественно семейные хозяйства, не могут конкурировать с крупными сельскохозяйственными организациями, созданными как крестьянские (фермерские) хозяйства.

Также на практике возникают проблемы с заключением договоров аренды находящихся в публичной собственности земельных участков на новый срок — нередко исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления включают в договоры аренды земельных участков, заключаемые на новый срок, условия, существенно ухудшающие положение арендаторов.

Чтобы урегулировать перечисленные вопросы и устранить обозначенные недостатки действующего законодательства, регулирующего оборот земель сельхозназначения, Минсельхоз России разработал проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» (опубликован на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/04-17/00064434). В нем, в частности, предлагается следующее.

Во-первых, повышение кворума общего собрания собственников долей в праве общей долевой собственности на земельный участок. В проекте общее собрание будет считаться правомерным, если на нем присутствуют:

  • участники долевой собственности, владеющие более чем 50% долей в праве общей собственности на земельный участок, если размеры земельных долей участников долевой собственности выражены в виде простой правильной дроби, или

  • не менее чем 50% от общего числа участников долевой собственности, если размеры земельных долей участников долевой собственности выражены иным способом.

Если первое общее собрание признано несостоявшимся в связи с недостаточным количеством участников для кворума, повторное собрание будет считаться правомочным при условии, что на нем будут присутствовать:

  • участники долевой собственности, владеющие более чем 30% долей в праве общей собственности на земельный участок, если размеры земельных долей участников долевой собственности выражены в виде простой правильной дроби, или

  • не менее 30% общего числа участников долевой собственности на этот земельный участок.

Кроме того, в проекте предлагается возложить обязанность по организации и проведению общего собрания на уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Такое лицо предлагается наделить в том числе полномочиями:

  • удостоверять полномочия присутствующих на собрании лиц;

  • председательствовать при открытии и ведении общего собрания;

  • подписывать протокол общего собрания;

  • участвовать в обсуждении вопросов с правом совещательного голоса.

Другой важной новеллой, которую предлагает закрепить проект, является установление ряда ограничений на формирование повестки общего собрания, в частности:

  • общее собрание не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня общего собрания, а также изменять повестку дня общего собрания;

  • в повестку дня общего собрания не допускается включение вопросов, решение по которым принято менее трех месяцев назад;

  • решение общего собрания, отменяющее и (или) изменяющее ранее принятые решения общего собрания, должно содержать указание на такие решения.

Разработчики проекта отмечают, что целью введения этих ограничений является исключение случаев принятия собственниками земли противоречивых решений путем проведения нескольких общих собраний по схожим вопросам.

Также в проекте уточняются нормы о возможности выдела земельного участка в счет земельной доли в случае, если земельный участок передан в аренду.

Так, участник долевой собственности, не выразивший на общем собрании несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, сможет выделить земельный участок в счет своей земельной доли при наличии письменного согласия арендатора.

Еще одно важное изменение, предлагаемое Минсельхозом России, — дополнение п. 2 ст. 39.

6 ЗК РФ, закрепляющего перечень случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов положением о том, что при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, на новый срок должны сохраняться прежние условия договора аренды.

Ряд изменений предполагается внести и в Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В частности, в нем предлагается закрепить понятие максимального размера общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве ‎у лиц, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство. Этот размер должен будет устанавливаться законом субъекта РФ.

Земельные участки, приобретение которых привело ‎к превышению максимального размера общей площади земельных участков, установленного законом субъекта РФ, подлежат отчуждению собственником.

Если собственник не произведет добровольного отчуждения земельных участков, орган государственной власти субъекта РФ в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельных участков на торгах (конкурсах, аукционах).

Кроме того, законопроектом предусматриваются изменения, согласно которым минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельхозназначения, которые устанавливаются законами субъектов РФ, не могут быть более устанавливаемого законами субъектов РФ предельного минимального размера земельных участков, находящихся в публичной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

До 26 мая 2017 г. проект проходит публичные обсуждения.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/343251/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.