Постоянное бессрочное пользование земельным участком земельный кодекс

Содержание

Право бессрочного пользования земельным участком

Постоянное бессрочное пользование земельным участком земельный кодекс

Право бессрочного пользования земельным участком — это право на использование земли, которая находится в муниципальной и государственной собственности, без ее приобретения.

Одним из видов вещных (имущественных) прав на землю являеется право постоянного бессрочного пользования земельным участком; 2020 год никаких изменений в порядок применения этого права не принес, однако есть нюансы, о которых не знают не только обычные граждане, но и руководители коммерческих организаций. В частности, такое вещное право является ограниченным и пользователи земли должны знать обо всех ограничениях. Поэтому выясним, как в соответствии с законодательством происходит предоставление земельного участка в постоянное бессрочное пользование, а также на кого оно распространяется.

Что можно передать в постоянное пользование

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются, только если они находятся в государственной или муниципальной собственности. То есть юридические лица или граждане не могут таким образом передавать свои наделы.

Основанием для выделения земли на таком основании является соответствующее решение государственного или муниципального органа, уполномоченного на управление земельными отношениями и собственностью государства, региона РФ или муниципалитета.

Форма такого решения утверждена распоряжением Минимущества РФ от 02.09.2002 N 3070-р. Она является рекомендованной.

Для того чтобы соблюсти требования закона, необходимо обязательно провести государственную регистрацию выделенной на таких условиях земли в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Землепользователи и условия использования земли

В п. 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ сказано, что гражданам земельные участки в постоянное бессрочное пользование не выделяются, равно, как и юридическим лицам. Это было возможно только до вступления в силу самого Земельного кодекса РФ в 2002 году.

Однако за физлицами сохраняется земля, выделенная им на этих условиях до вступления в силу этих ограничений. А вот организации были обязаны переоформить землю на аренду или приобрести ее в собственность до 1 января 2012 года.

Что большинство организаций успешно и сделали.

Таким образом, постоянное бессрочное пользование земельным участком 2020 возможно на законных основаниях только для:

  • органов государственной власти;
  • органов местного самоуправления;
  • государственных и муниципальных учреждений (бюджетных, казенных, автономных);
  • казенных предприятий;
  • центров исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.

В соответствии с п. 1 статьи 269 Гражданского кодекса РФ лицо, которому участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и использование им в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

Все землепользователи имеют возможность в силу статьи 40 ЗК РФ самостоятельно использовать землю в целях, для которых он предоставлен, а значит, возводить на нем здания, сооружения и другую недвижимость.

Также его можно использовать в других целях — для сельхозработ, высадки лесов, строительства дорог и т.д.

При этом здания, сооружения и прочее недвижимое имущество, возведенные на такой земле, являются собственностью землепользователя. Однако в силу статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, а также статьи 3 Федерального закона от 17.11.

1995 N 169-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются только на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.

Открытый перечень возможных способов использования земли на таких условиях приведен в п. 1 статьи 40 ЗК РФ.

же особенность, которую имеет постоянное бессрочное пользование земельным участком, — это его необоротоспособность. Это значит, что землепользователи не могут распоряжаться такой землей в полной мере, так как существует запрет на:

  • передачу в аренду или безвозмездное срочное пользование даже при наличии согласия на это собственника;
  • продажу или дарение;
  • передачу по наследству.

В частности, в п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.

2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» сказано, что лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное использование, в том числе и при наличии согласия на это собственника. Разрешено только заключение соглашения об установлении сервитута и передачи в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии со статьей 269 ГК РФ и п.1 статьи 45 ЗК РФ.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается по тем же основаниям, что и пожизненного наследуемого владения. Кроме того, землепользователь может переоформить его в соответствии с законодательством.

Переоформление в аренду или собственность

Хотя использование земли на таких условиях является бессрочным и для граждан тоже, которые получили его до 2002 года, существует Концепция развития гражданского законодательства РФ (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009), которой предусмотрено, что такое право не должно возникать в будущем. Поэтому были разработаны механизмы, создающие стимулы для трансформации этого права в другие вещные права, предусмотренные Гражданским кодексам РФ. В частности, землепользователи могут переоформить:

  • в собственность;
  • в аренду.

Тем более что если право собственности на здание, строение или прочую недвижимость на такой земле уже оформлено на землепользователя, законодательство обязывает его по своему выбору переоформить отношения с землевладельцем на аренду участка или приобрести его в собственность.

С этой целью уже давно были созданы и функционируют некоммерческие организации для ведения садоводства и огородничества, а также гаражные потребительские кооперативы, которые переоформляют права на участки, предоставленные ранее в постоянное (бессрочное) использование государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

Источник: https://ppt.ru/art/zemlya/pravo-polzovaniya

Глава 4 Земельного кодекса РФ

Постоянное бессрочное пользование земельным участком земельный кодекс

  1. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

  2. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.
    С 1 января 2013 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 7.

    34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.

  3. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

  4. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

  5. Утратил силу с 1 сентября 2006 года.

  1. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие настоящего Кодекса не допускается.

  2. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

  3. Утратил силу с 1 сентября 2006 года.

  1. Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

  2. Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

  3. По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса. 3.1. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель.

    3.2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

  4. Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

  5. Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.

  6. Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов земельных участков, имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные настоящим Кодексом.

  7. Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год.

    При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.

  8. При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

  9. При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

  10. В случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия.

  11. Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

  1. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

  2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

  3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для: 1) прохода или проезда через земельный участок; 2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; 3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; 4) проведения дренажных работ на земельном участке; 5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; 6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; 7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; 8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства; 9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

    10) свободного доступа к прибрежной полосе.

  4. Сервитут может быть срочным или постоянным.
    4.1. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

  5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

  6. Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

  7. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
    В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

  8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

  9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

  10. Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

  1. В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки: 1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на срок не более чем один год; 2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора; 3) из земель организаций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, гражданам в виде служебного надела; 4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, религиозным организациям в соответствии с пунктом 3 статьи 30 и пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса; 5) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости; 5.1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных федеральным законом;

    6) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации случаях.

  2. Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, государственных природных заповедников и национальных парков. Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

    Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев второго – четвертого, седьмого – девятого статьи 42 настоящего Кодекса.

Источник: https://www.advocatemoscow.ru/1018-glava-4-zemelnogo-kodeksa-rf.html

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком

Постоянное бессрочное пользование земельным участком земельный кодекс

Использование участков земли гражданами или организациями предполагают наличие соответствующих прав у таких пользователей.

Это могут быть права собственности, права, возникающие при аренде надела земли у собственника, а также специфические права постоянного бессрочного пользования, не имеющие ограничений по времени.

Общие сведения о бессрочном пользовании

Правом бессрочного пользования наделом земли называют своеобразную разновидность вещного права, подразумевающую возможность использования ресурсов земли бесплатно и неограниченно по времени, но невозможность отчуждения такой земли.

Особенностями бессрочного права использования земли являются:

Бессрочное право на землю в СССР заменяло право собственности, и граждане могли пользоваться государственной землёй как своей. В настоящее время гражданам-физическим лицам не предоставляется земля на таких правах, а уже имеющим такое право предлагается оформить право собственности.

Для юридических лиц оформление собственности на наделы земли, на которые у таких лиц имеется право бессрочного пользования, является обязательной процедурой, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137.

Кто может воспользоваться бессрочным правом

В настоящее время субъекты права бессрочного пользования делятся на две основные категории по принципу происхождения такого права:

  • Лица, получившие бессрочное право использования земли до принятия Земельного кодекса в 2001 году на различных основаниях;
  • Лица, получающие бессрочное право согласно принятому Земельному кодексу.

К первой категории относятся все физические и юридические лица, не оформившие право собственности на используемые ими со времён СССР наделы земли. Такие наделы могут относиться к самым разным категориям землепользования — от садовых участков до промышленных предприятий и зданий.

Ко второй категории относятся, согласно ст. 39.9 Земельного кодекса РФ, следующие юридические лица:

  • Органы власти (федеральные и местные);
  • Бюджетные учреждения органов власти;
  • Казённые предприятия;
  • Центры наследия бывших президентов РФ.

Таким организациям нет необходимости оформлять право собственности, пользоваться наделами земли для своей деятельности, определённой законом они могут по праву постоянного пользования.

Важно знать, что за всеми физическими лицами, имеющими право бессрочного пользования на наделы земли, сохраняется такое право, если оно получено до введения Земельного кодекса, согласно п.1 ст. 3 Федерального закона № 137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

Наделы, находящиеся в бессрочном пользовании

Конкретных критериев, по которым земли могут или не могут быть переданы в бессрочное пользование, нет, так как такие земли используются гражданам и организациями часто со времён Советского Союза и относятся к самым разным категориям земли.

Не могут быть предоставлены в постоянное пользование следующие земли:

  • Земли государственных заповедников;
  • Земли Лесного фонда;
  • Земли Водного фонда;
  • Земли, подвергшиеся радиационному заражению;
  • Земли стратегического назначения.

На наделы, относящиеся к вышеперечисленным категориям, установлено исключительно государственное право распоряжения без передачи в аренду либо пользование за исключением особых случаев, устанавливаемых законом, а также чрезвычайных обстоятельств, связанных с военными действиями.

Договор права постоянного пользования наделом земли

Если раньше право бессрочного пользования предоставлялось с помощью локальных актов, то для вышеперечисленных юридических лиц необходимо составление договора на бессрочное пользование с вышестоящими органами власти, в собственности которых находятся передаваемые наделы.

Договор бессрочного права на использование земли должен включать в себя следующие пункты:

  • Представление сторон с указанием реквизитов;
  • Предмет договора;
  • Адрес и площадь надела;
  • Категория земли;
  • Цели использования;
  • Прилагаемый кадастровый план надела;
  • Сроки передачи надела в пользование;
  • Общие правила пользования наделом.

Важно помнить, что договор права постоянного пользования подлежит обязательной регистрации.

Предметом договора является земельный надел с определёнными границами, то есть в бессрочное пользование передаются только те наделы земли, в отношении которых было проведено межевание с установлением границ и присвоением кадастрового номера.

По договору собственник контролирует использование надела землепользователем, и может прекратить договор в следующих случаях:

  • Использование надела противоречит целям, указанным в договоре;
  • Использование надела не соответствует категории земли, к которой такой надел относится;
  • При эксплуатации надела был нанесён ущерб окружающей среде;
  • При эксплуатации надела были нарушены законные интересы третьих лиц.

В перечисленных случаях собственник расторгает договор бессрочного права с землепользователем, и в некоторых случаях предписывает землепользователю устранить нарушения, возникшие из-за неправомерного использования земли (например, ликвидировать незаконную свалку мусора).

Переоформление бессрочного права в собственность или аренду

Право бессрочного пользования наделом земли является устаревшей юридической нормой, так как оформление права собственности или аренды на такой надел выгодно как землепользователю, так и органам власти, которым этот надел принадлежит.

Органы власти при передаче надела в собственность его фактическому пользователю будут получать земельный налог с нового собственника, а при заключении договора аренды – плату за такую аренду, в то время как за бессрочное пользование участком землепользователь оплачивает только подводимые к участку коммунальные ресурсы.

Землепользователю также важно провести переоформление бессрочного права, чтобы иметь возможность осуществлять с используемой землёй важные операции:

  • Отчуждение в виде продажи или дарения;
  • Разделение на доли;
  • Перевод в другую категорию земли;
  • Передача по наследству;
  • Сдача в аренду.

Особенности переоформления для юридических лиц

Важно помнить, что если для физических лиц нет установленных законом сроков переоформления, то юридическим лицам, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», надлежит провести такое переоформление до первого июля 2012 года под угрозой штрафа в размере от двадцати до ста тысяч рублей.

Несмотря на штрафы, многие юридические лица не произвели переоформление используемых земель в положенные сроки, и правительство передвинуло данные сроки для земельных участков, на которых расположены:

  • Линии электропередач;
  • Железнодорожные пути;
  • Объекты инженерной инфраструктуры;
  • Дорожные коммуникации.

Для получения права собственности вместо права бессрочного пользования юридическому лицу необходимо произвести выкуп используемого надела у местных органов власти, но также можно заключить с властями договор аренды, в зависимости от экономических обстоятельств конкретного юридического лица.

Стоимость аренды, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137, составляет:

Стоимость выкупа земли с приобретением права собственности будет стоить два с половиной процента от кадастровой стоимости, но для городов с количеством жителей более трёх миллионов (Москва и Санкт-Петербург) стоимость приобретения увеличивается до двадцати процентов КС.

Особенности переоформления для физических лиц

В бессрочном пользовании у физических лиц чаще всего имеются сельскохозяйственные земли для дачных или садовых участков. Оформление права собственности необходимо для возможности продать или оставить в наследство данный участок.

Для переоформления физическому лицу необходимо выполнить следующую последовательность действий:

  • Подготовить документы о наличии бессрочного права пользования участком земли;
  • Провести межевание участка;
  • Получить кадастровый документ;
  • Оплатить госпошлину за регистрацию права собственности;
  • Представить документы и квитанцию в регистрационную палату.

Нередко право постоянного пользования передавалось не конкретному садоводу, а всему садовому товариществу или дачному кооперативу.

В таком случае у пользователя земли может не быть документов на неё. Тогда землепользователю необходимо обратиться в местный орган исполнительной власти и запросить акт передачи земли в бессрочное пользование садовому товариществу, членом которого является землепользователь.

Для доказательства принадлежности к данному товариществу можно предъявить членскую книжку и документы об уплате в товарищество различных платежей (охрана, электричество) за последние годы, подтверждая таким образом фактическое пользование наделом.

Для проведения межевания необходимо обратиться в БТИ или стороннюю организацию и заключить договор о проведении кадастровых работ и определении границ участка. С полученной картой-схемой надела земли нужно обратиться в кадастровую палату для получения кадастрового документа.

Ранее необходимо было писать заявление в местные органы исполнительной власти для оформления права собственности, и там же утверждать предварительно границы участка, но сейчас все документы нужно сразу предоставить в регистрационную палату. Такое упрощение было сделано для ускорения приватизации земель гражданами в рамках дачной амнистии.

Итак, право бессрочного пользования земельным наделом является устаревшей формой вещного права, и оформление права собственности на такие наделы необходимо для совершения многих операций с земельной недвижимостью для физических лиц, а для юридических лиц переоформление позволит избежать крупных штрафов и проблем с законом.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/bessrochnogo-polzovaniya.html

Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком – что это такое, можно ли переоформить в собственность

Постоянное бессрочное пользование земельным участком земельный кодекс

Земля — ценный для людей ресурс, поэтому связанные с ней отношения контролируются государством. Оно устанавливает, кто и на каком основании пользуется землёй. Одно из таких оснований — право бессрочного пользования (далее — право БП). Оно отличается от распространённого права собственности или аренды, имеет свои особенности.

Право бессрочного пользования: понятие, особенности

Право бессрочного пользования (далее — БП) земельным участком (его ещё называют постоянным пользованием) — возможность владеть и использовать земельный участок (далее — ЗУ). Владеть — значит, определять ЗУ как свой, говорить «это мой участок»; использовать — извлекать полезные свойства ЗУ — строить на нём, выращивать и т. д.

Особенности права БП:

  • пользователь и собственник участка — не одно и то же лицо; тот, кто получил участок на праве БП — просто пользователь, но не собственник, собственником остаётся муниципалитет, который выдал участок;
  • пользователь не может свободно распоряжаться участком, т. е. определять его судьбу: продавать, закладывать, дарить, сдавать в аренду и тому подобное; всё это закон запрещает, даже если собственник разрешил распоряжаться участком;
  • право БП не ограничено во времени — пользоваться ЗУ можно постоянно;
  • за право БП не нужно платить (пользователь платить лишь земельный налог);
  • ограничен круг лиц, которые могут получить ЗУ на праве БП;
  • особый порядок получения ЗУ на этом праве.

Строительство — одна из возможностей использования участка на праве бессрочного пользования

Информация о праве БП находится в Гражданском кодексе РФ (статьи 268, 269), Земельном кодексе РФ (далее — ЗК РФ).

Кому дают право БП

До 2001 года участки на этом праве мог получить кто угодно, в том числе граждане и организации. Но в 2001 году приняли ЗК РФ. Этот кодекс лишил частников права БП: в 2018 году участки на праве БП дают только органам власти (федеральным, региональным, местным), государственным и муниципальным учреждениям и предприятиям. Причины этому две:

  1. Право БП — пережиток Советского Союза, где не было частной собственности. В той системе право БП стало возможностью законно владеть землёй. Но в современной России частная собственность есть, и почему бы ею не пользоваться. Тем более что пользователи участком на праве БП ограничены в правах по сравнению с собственником (например, не распоряжаются ЗУ).
  2. Создать единообразие в российской системе отношений по поводу земли. Одни владеют участками на праве БП, потому что получили его до 2001 года, другие — на праве собственности, так как в 2002 году уже не было права БП.

Соответственно, сейчас гражданам и организациям откажут в предоставлении участков на праве БП. Но тот, кто до 2001 года получил участки на праве БП, не потерял свои права и ЗУ. Однако новый кодекс обязал переоформить право БП на право собственности или аренды.

В идеале, к 2018 году у частников не должно было остаться участков на праве БП, ведь за 17 лет можно успеть не только переоформить участок, но и построить там дом, посадить дерево и вырастить сына.

Но до сих пор находятся те, кто по разным причинам переоформлением не занимались: проблемы с документами на ЗУ, некогда или просто не знали.

Мои знакомые — супружеская пара — жили в дальнем Подмосковье (Воскресенск) и захотели перебраться поближе к Москве (в Железнодорожный). Для этого они решили продать свой ЗУ, а вырученные деньги использовать на покупку квартиры (без кредита не обошлось, но деньги за участок тоже пригодились). Они подали объявление, вскоре нашёлся покупатель.

Заключили договор, взяли деньги и пошли в Росреестр, чтобы зарегистрировать право собственности на нового владельца. А в Росреестре выяснилось, что участок у моих знакомых находился на праве БП, а значит, продавать они его не имели права. Договор аннулировали, а участок пришлось переоформить в собственность. Только после этого участок продали.

Земли, которые дают на праве БП

На праве БП могут передать только государственную или муниципальную землю — ЗУ, которые принадлежат органам власти федеральным, региональным или местным. Частный собственник — гражданин или организация — не может передавать свой участок на праве БП.

Сейчас гос.органам и гос.учреждениям в постоянное бессрочное пользование передаются земли почти всех категорий (статья 7 ЗК РФ):

  • сельскохозяйственные;
  • земли населённых пунктов;
  • особо охраняемые земли;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли промышленности и иного специального назначения.

Передаются эти земли для того, чтобы гос.органы и учреждения смогли выполнить возложенные на них функции. Например, природными заповедниками управляют специально созданные государственные бюджетные учреждения. Чтобы управление было эффективным, Министерство природных ресурсов и экологии РФ передаёт земли заповедников этим учреждениям на праве БП.

Частные лица получали землю в постоянное пользование для сельскохозяйственных работ, строительства жилого дома, коммерческого использования (вести бизнес).

ЗУ, ещё принадлежащие гражданам и организациям на праве БП, располагаются на землях, которые свободны в обороте (не изъяты и не ограничены в соответствии со статьёй 27 ЗК РФ). Это земли таких категорий, как земли населённых пунктов, сельскохозяйственные земли, земли промышленности.

Используются они так, как это разрешает закон: строительство жилых и иных зданий, ведение личного подсобного хозяйства; садоводство, растениеводство, разведение скота; эксплуатация производственных объектов.

Права и обязанности пользователей

Права пользователя ЗУ на праве БП:

  • использовать ЗУ в полной мере, но не нарушать закон;
  • использовать водоёмы (карьеры с водой, пруды) и некоторые распространённые полезные ископаемые (песок, глина), находящиеся на участке;
  • строить здания или сооружения, если эта возможность предусмотрена в документах на ЗУ;
  • заниматься сельским хозяйством, если это разрешено;
  • собирать и использовать урожаи — все плоды от работы на грядках принадлежат пользователю ЗУ.

Бессрочное пользование даёт право заниматься на участке сельским хозяйством, если закон разрешает эту деятельность для конкретного участка

Напомним, что у пользователя ЗУ на праве БП нет права распоряжаться участком. Пользователь не может участок продать, подарить, сдать в аренду или ренту, заложить, заключить любой договор по поводу участка. Право распоряжаться есть только у собственника участка.

Обязанности пользователя ЗУ на праве БП:

  • использовать ЗУ в соответствии с целью, для которой он предназначен (юристы это называют «использование по целевому назначению»); эта цель обычно прописана в документах на землю и может быть разной: строительство индивидуального жилого дома, сельскохозяйственные работы, садоводство и т. п., если использовать участок не по назначению или не использовать, то муниципальные власти через суд могут его у вас отобрать (ст. 54 ЗК РФ) или выписать штраф (ст. 8.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ);
  • сохранять различные знаки: геодезические (нужны для работы геодезистов, устанавливаются по поручению гос.органов), межевые (нужны для измерения земель, обозначают границы участков);
  • использовать участок безопасно для соседей и без вреда для окружающей среды (например, не жечь во дворе мусор);
  • выполнять правила пожарной безопасности;
  • поддерживать участок в хорошем состоянии (пригодным для целевого использования; например, если это сельскохозяйственный участок — поддерживать плодородие земли, не давать зарасти сорняками);
  • вовремя платить земельный налог.

Сохранение межевых знаков — обязанность землепользователя

Оформление права БП: решение и договор

На данный момент информация о получении права БП нужна только органам власти и государственным, муниципальным учреждениям, т. к. они до сих пор получают ЗУ на этом праве. Частные лица с 2001 года приобретают ЗУ только в собственность и аренду, но не на праве БП.

Схема получения права БП для частников и гос.органов с учреждениями была похожа (для последних она такая и сохранилась).

Желающий получить участок обращался в орган власти (обычно в муниципалитет, владеющий ЗУ) в том населённом пункте, где хотел получить участок, с просьбой его предоставить. Орган эту просьбу рассматривал и выносил вердикт: да или нет.

Если да, то орган принимал специальный документ — решение о предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования. Сейчас для гос.органов и учреждений такое решение принимает вышестоящий гос.орган.

Это решение — основание, которое даёт право использовать участок.

С юридическими лицами, которые запрашивали ЗУ, после принятия решения заключался договор о бессрочном пользовании (сейчас заключается с гос. и муниципальными учреждениями и предприятиями). В договоре прописано:

  • кто и кому передаёт ЗУ;
  • какой ЗУ передаётся:
    • размеры,
    • границы,
    • адрес,
    • категория земель;
  • для чего будет использоваться ЗУ;
  • права и обязанности сторон.

В идеале после оформления решения и (или) договора это право ещё и регистрировалось за новым человеком, но в 90-е с регистрацией сложно было, поэтому когда как получалось. Сейчас право БП обязательно регистрируется за органом власти или учреждением. Проводит регистрацию Росреестр.

Источник: https://ozakone.com/zhilishhnoe-pravo/vladenie-i-polzovanie/postoyannoe-bessrochnoe-polzovanie-zemelnyim-uchastkom.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.