Организация митингов

Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ

Организация митингов

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ
“О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”

8 декабря 2010 г., 7 февраля, 8 декабря 2011 г., 8 июня 2012 г., 21 июля, 4 октября 2014 г., 2 мая 2015 г., 9 марта, 3 июля 2016 г., 7 июня 2017 г., 11 октября 2018 г., 30 декабря 2020 г.

Принят Государственной Думой 4 июня 2004 года

Одобрен Советом Федерации 9 июня 2004 года

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Президент Российской ФедерацииВ. Путин

Москва, Кремль

19 июня 2004 года

N 54-ФЗ

Закон направлен на урегулирование отношений, возникающих при организации и проведении гражданами РФ, политическими партиями, общественными и религиозными объединениями собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, осуществляемых в порядке реализации своих прав, закрепленных в законодательстве РФ.

Определяется правовой механизм взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц с организаторами и участниками публичных мероприятий, а также порядок обеспечения общественной безопасности при проведении публичных мероприятий и основания для их приостановления или прекращения.

Законом предусматривается уведомительный характер проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирований, то есть на проведение данных публичных мероприятий не требуется предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

Перечисляются места и территории, где проведение публичных мероприятий запрещено.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”

Текст Федерального закона опубликован в “Парламентской газете” от 22 июня 2004 г. N 111, в “Российской газете” от 23 июня 2004 г. N 131, в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 25 ст. 2485

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 541-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 января 2021 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 497-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 января 2021 г.

Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 367-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 октября 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 61-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 114-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 292-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: https://base.garant.ru/12135831/

Правила проведения митингов в России

Организация митингов

Добрый день, вот мы и добрались до России и правилах проведения митингов на территории нашей родины! Материала много, поэтому придется делить на несколько статей, поехали:

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В 1993г. была принята Конституция РФ, гарантирующая каждому человеку право собираться свободно, мирно и без оружия и без разрешения органов власти. До 2004г.

это право реализовывалось на основании прямого применения статьи 31 Конституции РФ, которая гласит, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

19 июня 2004г.

был принят Федеральный закон №54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон о собраниях и митингах), которым определено, что законодательство о публичных мероприятиях включает в себя, помимо данного закона, также и нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, которые вправе издавать (в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 19 июня 2004г. №54-ФЗ) Президент России, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ в своём постановлении от 13 мая 2014г.

№14-П отметил, что государство вправе и обязано осуществлять регулирующее воздействие на отношения, связанные с организацией и проведением мирных собраний, с тем чтобы на основе соблюдения баланса частных и публичных интересов гарантировать гражданам, их объединениям реальную возможность заявлять и отстаивать свою позицию и выдвигать гражданские инициативы по значимым, с их точки зрения, общественно-политическим вопросам и тем самым оказывать влияние на деятельность органов публичной власти.

По мнению Конституционного Суда РФ, правомерное осуществление гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний требует выработки чётких, не выходящих за рамки допустимых в демократическом правовом государстве ограничений прав и свобод человека и гражданина правил их организации и проведения.

При этом – как на уровне законодательного регулирования, так и в правоприменительной деятельности – необходимо учитывать, что в силу Конституции РФ, подразумевающей свободный характер мирных собраний, выбор в рамках нормативно установленных возможностей оптимальной с точки зрения целей публичного мероприятия конкретной формы его проведения является прерогативой граждан как субъектов данного конституционного права и, соответственно, параметры публичного мероприятия, включая форму, время и место проведения, могут изменяться и корректироваться лишь в рамках согласительных процедур между его организатором и уполномоченными органами публичной власти.

Согласно статье 2 Закона о собраниях и митингах публичным мероприятием признаётся открытая, мирная, доступная каждому акция, осуществляемая по инициативе граждан, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Статья 2 Закона о собраниях и митингах предусматривает пять видов публичных акций: 1) собрание; 2) митинг; 3) демонстрация; 4) шествие; 5) пикетирование. Также возможны различные сочетания указанных форм публичных акций.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В 2016г. к публичным мероприятиям, предусмотренным Законом о собраниях и митингах, была приравнена встреча депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями, проводимая на открытом пространстве в целях информирования избирателей о своей деятельности.

Собрание – это совместное присутствие граждан в специально отведённом или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг – это массовое присутствие граждан в определённом месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация – это организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие – это массовое прохождение граждан по заранее определённому маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование – это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путём размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Законом о собраниях и митингах предусмотрено уведомление о проведении публичного мероприятия (статья 7 Закона), которым органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном Законом о собраниях и митингах, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Не нужно подавать уведомление о проведении публичного мероприятия в форме собрания, а также пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции.

При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, а также в тех случаях, когда эта конструкция создаёт препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, должно подаваться соответствующее уведомление о проведении публичного мероприятия.

Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими одиночное пикетирование без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создаёт угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Действие Закона о собраниях и митингах не распространяется на культурно-зрелищные мероприятия, гуляния, народные сходы, собрания жителей домов в рамках жилищного законодательства, а также на общественные обсуждения, которые также можно проводить на улице, на открытом пространстве.

Проведение общественных обсуждений регламентируется Федеральным законом от 21 июля 2014г. №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и не подпадает под действие Закона о собраниях и митингах.

Прогулки, имеющие некую тематику, стали в последнее время достаточно популярными. Они могут возникать стихийно или иметь организованный характер. Например Алексей Навальный и Борис Акунин собирали на тематические прогулки по несколько тысяч человек. Прогуливаясь, участники данных мероприятий обсуждали некую общественно-значимую проблематику, выражая своё мнение по данной теме.

Данные виды публичных акций не подпадают под действие Закона о собраниях и митингах и, соответственно, к административной ответственности за участие в массовой прогулке граждане не могут быть привлечены.

Это важно

Конституционный Суд РФ неоднократно обращался к вопросу о конституционных параметрах процедуры согласования публичного мероприятия, предусмотренной Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (постановление от 14 февраля 2013г. №4-П, определения от 2 апреля 2009г. №484-О-П и от 1 июня 2010г. №705-О-О).

Согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом РФ, понятие «согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти» не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения.

Причём такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное закрепление перечня которых необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов.

Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать своё конституционное право на свободу мирных собраний.

В постановлении от 14 февраля 2013г.

№4-П Конституционный Суд РФ также отметил, что аналогичного подхода при оценке процедуры согласования публичного мероприятия и обязанностей сторон такого согласования придерживается Европейский Суд по правам человека, по мнению которого, в ситуации, когда власти не запрещают публичное мероприятие, а предлагают альтернативное место проведения, его организаторы не могут отвергать без каких-либо убедительных причин предложение властей, позволяющее им провести своё мероприятие в другом месте, в особенности если оно находится в центре города и явно больше по размерам.

Приведённые правовые позиции Конституционного Суда РФ являются обязательными для правоприменительных органов, осуществляющих применение части 5 статьи 5 и пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в том числе судов, разрешающих споры между организаторами публичных мероприятий и органами публичной власти. Иное истолкование данных законоположений не будет соответствовать их действительному смыслу и недопустимо в правоприменительной практике, поскольку привело бы к нарушению конституционных прав граждан.

Обеспечение применения части 5 статьи 5 и пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» с учётом правовых позиций Конституционного Суда РФ связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств каждого конкретного дела, что относится к полномочиям судов общей юрисдикции, а потому возникающие случаи отступления от смысла данных законоположений, выявленного Конституционным Судом РФ, подлежат устранению в рамках системы судов общей юрисдикции.

Продолжение следует…

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5dc2e4e0e6cb9b00ac259c9e/pravila-provedeniia-mitingov-v-rossii-5e4e5101bb4a6d368b8dc88a

Можно ли в России протестовать против власти? — Meduza

Организация митингов
Перейти к материалам

Да. Это право записано в главном законе России — Конституции. Статья № 31 гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» призван обеспечить гражданам реализацию их конституционного права.

Согласно закону, целью всех перечисленных выше видов акций может быть свободное выражение мнений и выдвижение требований по политическим, экономическим и другим вопросам.

Правда, по некоторым вопросам власти запрещают устраивать митинги в принципе: в частности, ЛГБТ-активистам из года в год не давали проводить акции в защиту своих прав — это началось еще до того, как у чиновников появилась возможность ссылаться на закон о запрете на «пропаганду нетрадиционных отношений».

По закону собрание — это встреча в специально отведенном для этого месте. Например, в «гайд-парке», то есть на специальной площадке, которые власти начали строить в прошлом году (есть, например, в Москве, Петербурге и Краснодаре).

Митинг — это «массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера». Если говорить совсем просто, во время митинга люди стоят на месте, а во время шествия и демонстрации куда-то идут.

При этом шествие предполагает движение по заранее определенному маршруту, а в определении демонстрации о маршрутах ничего не говорится. Пикетирование — митинг, который проводится у какого-то здания и без звукоусиливающей техники. 

О других форматах закон ничего не говорит. Если участники хотят собраться в каком-то формате, который не упоминается в законе — например, на народный сход или прогулку — власти могут счесть эту акцию митингом, шествием, собранием, демонстрацией или пикетированием. 

Нет. Для того, чтобы выйти на митинг, собрание, шествие или демонстрацию, нужно не ранее, чем за 2 недели, но не позднее чем за 10 дней уведомить власти — даже если против этих самых властей вы и выступаете.

Организаторы должны подать уведомление, в нем сообщить свои данные и контакты, рассказать, что за мероприятие планируется, с какой целью, где они собираются его проводить, сколько — примерно — людей придет, и как будет обеспечена их безопасность. Если речь о шествии, нужно указать, по какому маршруту оно запланировано.

Закон также предписывает особо оговаривать мероприятия с использованием транспортных средств — например, автопробеги или велопрогулки. Для пикетирования правила такие же, но подавать заявку можно за 3 дня. С точки зрения закона, единственный способ публично выразить свое мнение без предварительного согласования с властью — одиночный пикет.

При этом если вы не единственный пикетчик, расстояние до ближайшего единомышленника не может быть меньше 50 метров (такая норма действует в Москве, в других регионах расстояние может быть меньше). 

Нет. Просто сообщить о готовящемся собрании можно только в том случае, если вы хотите протестовать в «гайд-парке». Но надо убедиться, что это время еще не занято другими. Для всех остальных форм протеста надо не просто уведомить власти, а согласовать с ними все условия. 

Нет. Только с 7 утра до 10 вечера. Ночью можно проводить только некоторые культурные и мемориальные мероприятия.

Нет. Власти могут потребовать перенести акцию, если решат, что место ее проведения находится слишком близко к опасным объектам (например, производственным), путепроводам, железным дорогам, нефтепроводам, газопроводам, высоковольтным линиям электоропередач и пр.

 Нельзя собираться рядом с резиденциями главы страны, судами, тюрьмами, изоляторами, колониями и спецприемниками. Нельзя собираться рядом с российской границей, если нет разрешения от пограничников.

Также акцию не согласуют, если организатор: не гражданин России; признан недееспособным; имеет непогашенную судимость по определенным статьям; в течение года до предполагаемой даты акции дважды привлекался по административным статьям за нарушение правил проведения акций и неповиновение полиции. Власти обязаны в течение трех дней ответить на заявку организаторов — согласовать или предложить альтернативу. 

Организаторы должны не позднее, чем за три дня до акции сообщить властям, устраивает или не устраивает их встречное предложение. Если не устраивает, его можно обжаловать. Но, по данным правозащитной организации ОВД-Инфо, власти обычно рассматривают жалобы уже после даты, на которую было назначено мероприятие.

Нет. Помимо оружия и боеприпасов нельзя приносить на собрание колющие и режущие предметы, пиротехнику, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные изделия (спички и зажигалки можно), химические вещества и другие материалы, которые можно использовать для задымления. Нельзя приносить любые предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия. Нельзя приносить спиртное.

Неизвестно. Во время громких процессов людям часто не хватает места в зале суда и они собираются возле здания. Такие случаи власти иногда рассматривают как несогласованные митинги и задерживают участников.

Административная или уголовная ответственность. Если власти считают то или иное собрание людей несогласованной акцией, оно часто заканчивается массовыми задержаниями. Только за первые три месяца 2014 года и только в Москве полиция задержала более полутора тысяч человек. На согласованных акциях тоже иногда задерживают людей, но редко.

Профильная статья — о нарушениях правил проведения публичных мероприятий (20.2 административного кодекса) предусматривает штраф от 10 тысяч до 300 тысяч рублей, обязательные работы до 200 часов или административный арест до 30 суток.

Вторая по популярности статья, применяемая сотрудниками ОВД к протестующим — неповиновение законным требованиям представителям власти, 19.3 — 500-5000 рублей штрафа или административный арест до 30 суток. Самые строгие наказания назначаются за повторные нарушения. Тем, кто за 180 дней более трех раз привлекался по 20.2 и 19.

3, грозит уголовное преследование и гораздо более жесткое наказание: от 600 тысяч до миллиона рублей (или зарплаты за 2-3 года) штрафа, обязательные, принудительные или исправительные работы, или лишение свободы сроком до 5 лет. Иногда участников акций привлекают и по другим статьям: например, за мелкое хулиганство.

По словам правозащитников и задержанных, полиция, как правило, задерживает участников собрания, чтобы прекратить акцию, а в ОВД задержанным выписывают протоколы «под копирку» по какой-либо из набора подходящих статей.

Суды полностью доверяют показаниям сотрудников правоохранительных органов, хотя в суде часто выступают не те полицейские, которые проводили задержание. При этом нарушения со стороны полицейских — задержание без объяснения причин, грубое обращение, ложные показания в протоколе — остаются без внимания. 

С точки зрения Конституционного суда — да. КС предъявлял претензии по отдельным статьям закона о публичных мероприятиях, но в целом никогда его не оспаривал. 

Источник: https://meduza.io/cards/mozhno-li-v-rossii-protestovat-protiv-vlasti

Законны ли протесты с юридической точки зрения: законность митингов, шествий, пикетов

Организация митингов

Протестная активность населения представляет значительный интерес для исследователей, так как протесты являются одним из наиболее действенных каналов коммуникации гражданского общества и власти. С другой стороны, протестные настроения способны объединить различающиеся по интересам, ценностям и общественному настроению социальные слои.

Этимологически значение термина «протест» происходит от латинского слова «protestare», означающего «доказывать», «подтверждать».

Однако в современном юридическом использовании слово протест приобретает скорее противоположную слову «подтверждение» характеристику.

Протест — это не просто доказывание, а опровержение, возражение против конкретного факта, события или действия (настоящего, прошлого, или будущего).

Толковый словарь В. Даля определяет протест как «гласное заявление несогласия своего, оглашаемое возражение, опровержение, заявление о незаконности какого дела, непризнание, отрицание».

Выделяют несколько видов протестов, в первую очередь политический и социальный.

Политический протест — протест, обращенный к представителям государственной власти, цель которого — изменения политической ситуации.

С точки зрения социологии, протест рассматривается как одна из форм политического участия в управлении делами государства. Политический протест может выражаться как в активной, так и в пассивной форме.

Пассивная форма протеста связана с понятием «политический абсентеизм», который проявляется в состоянии политической апатии, например, проявляется в отказе участвовать в выборах.

С точки зрения публичного управления, протест рассматривается как один из активных способов обратной связи граждан с государством.

«Протест» в современном конституционно-правовом понимании представляет собой форму участия в управлении, которая, хоть и не имеет немедленного эффекта, определяющего исход решений конкретного политического вопроса, но позволяет всесторонне изучить и оценить обсуждаемый вопрос.

Социальный протест — протест, направленный против социального неравенства, проблем, существующих в обществе, как правило экономического характера. Зачастую перерастает в политическую форму. Например, протест по невыплатам пенсий.

Протест может происходить как с применением, так и без применения насилия со стороны протестующих. В 2019 году было проведено исследование протестов, проходивших в мире в последние десятилетия.

Вывод однозначен — ненасильственные кампании имели вдвое больше шансов на успех, чем насильственные: они приводили к политическим изменениям в 53% случаев по сравнению с 26% для насильственных протестов.

Кроме того, было доказано, что протест практически всегда достигает своих целей, если в нем участвует не менее 3,5 % населения.

Формы ненасильственных протестов: митинг, протестное ание, молчание, флешмоб, пикетирование, бойкот, голодовка, петиция, забастовка и др.

Протест с применением насилия: бунт, восстание, революция и террор.

При этом в российском законодательстве нет не только определения слова «протест», но и его упоминания в значении реакции на общественную ситуацию.

Этот термин используется в других значениях.

Существует, например, протест прокурора, который обозначает меру прокурорского реагирования в виде принесения протеста на противоречащий закону правовой акт в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Также известны вексельный протест и протест против оплаты чека, то есть нотариальные действия, удостоверяющие протесты векселей и отказы от оплаты чеков в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Законны ли протесты?

На этот вопрос было бы проще ответить, если бы законодательство РФ знало такое понятия как протест в политическом смысле.

Гарантируя гражданам право участвовать в управлении делами государства (ст. 32), Конституция России избегает прямого употребления таких терминов, как «протест», «критика» или «возражение», по отношению к механизмам подобного участия.

Если исходить из классификации протестов на насильственные и ненасильственные, то да, однозначно можно ответить, что ненасильственные протесты законны.

В преамбуле ФЗ от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее − ФЗ № 54) сказано, что данный Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

В соответствии со ст.

2 ФЗ № 54, под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

ФЗ № 54 дает следующие определения митинга, демонстрации и шествия:

  • Митинг — это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
  • Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
  • Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
  • Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Можно констатировать, что ФЗ № 54, который регулирует порядок реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не говорит, что это все разновидности протестов, а обозначает это менее радикальным понятием, таким как «публичное мероприятие».

То есть да, несмотря на то что понятие «протест» прямо не упомянуто в законодательстве, это не лишает граждан права выражать каким-либо образом несогласие, критиковать решения или действия (бездействия) органов власти.

Кроме того, несмотря на отсутствие права на протест как такового и, соответственно, обязанности государства действовать в соответствии с мнением протестующих граждан, в реальной жизни протесты против значимых политических решений неизбежны.

Как понять, что группа людей, — это именно группа? Какое расстояние должно быть между людьми, чтобы понять, что это одна группа?

Группа людей — это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определенным признакам, подобное объединение в социологии принято называть социальной группой.

К критериям выделения групп относятся: пол, возраст, единство интересов, национальность, расовая принадлежность, вера, профессия, статус, образование, место проживания и другие.

Чтобы признать, что группа людей действительно является социальной группой, она должна соответствовать определенным признакам:

  1. деятельность группы и каждого его члена, заданная целью существования данной группы;
  2. межличностные отношения между членами группы, которые строятся вокруг разных видов деятельности, как общегрупповой, так и индивидуальной;
  3. коммуникация между членами группы;
  4. групповые ценности, принятые и поддерживаемые всеми членами группы.

Группой может быть названо объединение лиц независимо от расстояния между членами группы, например, в связи с последними событиями студенты перешли на дистанционное обучение, многие вернулись в свои родные города, но они по-прежнему были группой с общими целями и особыми межличностными отношениями.

В чём разница между группой из 10 человек, протестующих, и 10 человек, которые, скажем, просто вышли в парк и играют в карты?

Конечно же, цели, которые преследуют каждая из групп. Группа людей, которые вышли в парк погулять и поиграть в карты не преследуют политических целей. Конечно, люди могут вовремя прогулки или игры обсуждать политику, но это не главная цель данного объединения. Такие лица прежде всего удовлетворяют свои потребности в общении и досуге, а не стремятся изменить политическую ситуацию.

Что можно и что нельзя делать на законном протесте?

Санкционированный митинг, шествие или другое публичное мероприятие имеют строгий порядок поведения, установленный ФЗ № 54, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность.

В частности, нельзя:

  1. скрывать лицо маской или другим средством маскировки;
  2. иметь при себе оружие, боеприпасы, отравляющие вещества, пиротехнику, горючие материалы, алкоголь и т. д.;
  3. находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Кроме того, во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

  1. выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
  2. соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
  3. соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Участники публичного мероприятия имеют право:

  1. участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;
  2. использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;
  3. принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

Молчаливый (тихий) протест как особая разновидность протеста

Мы привыкли к тому, что, если слышим слово протест, всегда ассоциируем его с каким-то шумным, многолюдным мероприятием. Но нет, истории известны случаи так называемых молчаливых протестов.

Например, совсем недавно произошел следующий случай. Софи Вильмес, премьер-министр Бельгии, 16 мая 2020 года посетила больницу Святого Петра в Брюсселе.

Однако, представители больницы устроили Софи далеко не тёплый приём. Сотрудники больницы, как медики, так и нет, сформировали коридор вдоль дороги в здание, по которой проезжал кортеж Вильмес.

Они стояли лицом к машинам, но, когда автомобили приближались, молча поворачивались к ним спиной.

Причиной протеста стало разочарование медиков, работающих с COVID-19, политикой правительства, причём не только в отношении урегулирования пандемии, а в целом всего здравоохранения.

То есть даже такие мероприятия, в случае если их цель — выразить недовольство политике государства, критиковать действия (бездействие) органов государственной власти, признаются протестами.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/yurist-razbiraet-protesty-s-tochki-zreniya-zakona-chto-razresheno-i-chto-zapreshheno

Как организовать митинг

Организация митингов

Жильё не строится, дороги не ремонтируются, солнце не греет, а горшочек не варит… Хочется со всем этим что-то сделать, но не знаешь, как? Возможно, пора выразить свою позицию по всем наболевшим вопросам и исполнить свой гражданский долг! Мы расскажем, как правильно организовать митинг и провести одиночный или массовый пикеты, чтобы не нарушить закон.

Для начала выберем, что больше подходит для выражения протеста по тому или иному поводу:

Одиночный пикет

Для проведения одиночных пикетов разрешение властей не нужно. Но помните, что в пределах видимости не должно быть других пикетирующих, иначе власти признают вашу форму протеста митингом или массовым пикетом.

Вот что советует известный российский адвокат Игорь Трунов:

— В законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» есть статья 7, которая регламентирует процедуру согласования массовых мероприятий. В ней есть примечание: за исключением одиночного пикетирования.

И все, больше никаких критериев и параметров, никаких расстояний не указано.

Думаю, с учетом российского правоприменения дело обстоит так: если в зоне видимости кто-то еще стоит с аналогичной акцией, это уже не считается одиночным пикетированием, и для этого необходимо разрешение.

Массовый пикет

В пикете может принимать участие до 50 человек. Запрещается использование мегафонов и звукоусиливающей аппаратуры, а также передвижение куда-либо. Разрешены плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Необходимо разрешение властей.

Митинг

В митинге могут принимать участие от 15 человек и более. Разрешено абсолютно все, что было включено в заявку на проведение пикета. Необходимо разрешение властей.

Кроме того, закон описывает способы проведения собраний (совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов), демонстраций (организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации) и шествий (массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам).

Организатор

Согласно федеральному закону № 54,организатором публичного мероприятия может быть один или несколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — достигший 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Не могут быть организаторами публичного мероприятия осужденные, недееспособные (по решению суда), а также партии, запрещенные либо ликвидированные в установленном законом порядке.

С чего начать

Итак, вы готовы провести митинг или массовый пикет. Прежде всего, нужно создать оргкомитет, или инициативную группу по проведению акций. Такой оргкомитет должен взять на себя всю подготовительную работу, и прежде всего — определить цели и задачи митинга (или пикета).

Нужно определиться с тем, на какую именно протестную акцию, или, как сказано в законе, «публичное мероприятие» вы способны: на митинг или на пикет, и, если на митинг — то с каким числом участников. Последнее важно, так как предельное число участников вам придется указывать в уведомлении (заявке) на проведение митинга.

Когда вы придете к выводу, что уже набрали необходимую критическую массу для протестной акции, в соответствии со статьями 5 и 7 ФЗ необходимо подать заявку на ее проведение. В соответствии со статьей 5 этого ФЗ заявка будет исходить от инициативной группы граждан, которые и будут считаться организатором публичного мероприятия.

Для этого нужно определиться с местом и со сроками такой акции.

Место и время проведения митинга

Публичное мероприятие может проводиться в любых местах в случае, если его проведение не создает угрозы безопасности его участников. Однако условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

Выбор места определяется либо близостью к местным органам власти и государственным учреждениям, либо возможностью привлечь к себе максимальное общественное внимание. Если вы рассчитываете на внимание чиновников, то митинговать нужно в рабочее время у здания местной мэрии.

И, наконец, в заявке должны быть подписи и адреса с телефонами как минимум трех человек инициативной группы, которые должны взять на себя ответственность:

  • за соблюдение порядка;
  • за звуковую установку;
  • за оказание медицинской помощи.

Эти три человека будут по существу контактными лицами оргкомитета, которым непосредственно придется улаживать с властями все вопросы.

Заявка

Имейте в виду, что уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Если же вы предпочтете пикет, то уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

  • цель публичного мероприятия;
  • форма публичного мероприятия;
  • место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;
  • дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
  • предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
  • формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
  • ФИО либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания, либо о месте нахождения и номер телефона;
  • ФИО лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
  • дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Образец заявки

Как нам сообщили в пресс-службе мэрии Красноярска, подавать нужно две копии заявки — одну в департамент общественной безопасности администрации города (ул. К.Маркса, 93, тел. 226-16-39), а вторую — в УВД Красноярска (ул. Дубровинского, 72, тел. 227-19-95).

Обязанности властей

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

1. документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

2.

довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц не менее чем за пять дней до дня его проведения — в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;

3.

в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;

4. довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории или помещения в месте проведения публичного мероприятия;

5. обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи.

Финальная стадия

После подачи заявления организатору, скорее всего, позвонят и уточнят подробности. В течение трех рабочих дней должен быть готов ответ. После получения ответа можно считать, что мероприятие согласовано, и можно готовиться к его организации.

Если вам дан положительный ответ на заявку, то начинайте подготовку к митингу или пикету — ведь нужно придумать лозунги и приготовить транспаранты, кроме того, неплохо бы позаботиться о предварительной агитации, чтобы ваш митинг не превратился в одиночный пикет.

И напоследок – перед тем, как прибегать к столь радикальным методам социального протеста, как митинги и пикеты, все же попробуйте решить свои проблемы более простыми способами. К примеру, пожалуйтесь на кого-нибудь куда-нибудь.

Newslab.ru

Источник: https://newslab.ru/article/326979

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.