Оказание услуг в сфере образования

Содержание

Как получить лицензию на образовательную деятельность в 2021 году

Оказание услуг в сфере образования

С 2013 года коммерческие организации и ИП получили право оказывать услуги в сфере образования наравне с некоммерческими организациями. Услуги в области образования лицензируются. Ранее мы расмотрели полный перечень лицензируемых видов деятельности 2021 года, в этой статье расскажем, как получить лицензию на образовательную.

Кому нужна лицензия

Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В постановлении Правительства РФ от 28 октября 2013 г.

N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указана только одна такая возможность. Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель.

Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.

Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей – если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии.

В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии – если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.

Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.

Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней.

А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы.

И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.

Лицензия выдаётся бессрочно, и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.

Лицензионные требования

Положение о лицензировании устанавливает в 2021 году следующие требования к соискателям:

  • собственное или арендованное здание (помещение), соответствующее заявленным образовательным программам;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение на это помещение;
  • материально-техническое обеспечение образовательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных стандартов;
  • соблюдение условий охраны здоровья обучающихся;
  • собственные разработанные образовательные программы;
  • печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы по этим программам;
  • штатные или привлеченные по гражданско-правовому договору педагогические работники, имеющие профессиональное образование и стаж работы.

Полный перечень требований, в зависимости от типа образования, смотрите в тексте Постановления.

В нормативных актах, регулирующих лицензирование образовательной деятельности, не совсем чётко рассмотрен вопрос об организационно-правовой форме лицензиата.

В законе об образовании № 273-ФЗ даётся следующее понятие образовательной организации: «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности».

Понятие «организация, осуществляющая обучение» означает юридическое лицо, которое ведёт эту деятельность в качестве дополнительной.

Далее приводится ещё одно толкование: «организации, осуществляющие образовательную деятельность», под которыми понимают:

  • образовательные организации;
  • организации, осуществляющие обучение;
  • индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности может быть получена независимо от правовой формы и коммерческой направленности лицензиата. При этом ООО получить лицензию на образовательную деятельность может, если это направление бизнеса будет дополнительным, а не основным.

Документы для получения лицензии

Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);
  • копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
  • копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;
  • копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;
  • справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
  • справка о печатных и электронных ресурсах;
  • справка о педагогических работниках;
  • справка об утверждении образовательных программ;
  • справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • справка о материально-техническом обеспечении;
  • подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;
  • опись документов.

Формы справок доступны на сайте Минобразования.

Порядок получения лицензии

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Рособрнадзор и региональные исполнительные органы. В Рособрандзор надо обращаться, если планируется открытие:

  • высшего учебного заведения;
  • организации федерального значения;
  • российской организации, расположенной за пределами РФ;
  • иностранной организации на территории России.

Записаться на приём в Рособрандзор можно онлайн на официальном сайте.

В остальных случаях обращайтесь в региональные государственные органы, имеющие право выдавать лицензии. Контакты этих учреждений опубликованы на сайте Рособрандзора, чтобы найти их, выберите свой регион на интерактивной карте.

Порядок получения образовательный лицензии состоит из следующих шагов:

  1. Изучите СНиП и СанПин для вашего направления обучения.
  2. Подготовьте помещение и оборудуйте его согласно требованиям и стандартам.
  3. Получите на помещение заключение СЭС и пожарной инспекции.
  4. Разработайте и утвердите образовательные программы.
  5. Убедитесь, что педагоги вашей организации имеют необходимые документы об образовании, квалификации, стаже работы.
  6. Приобретите мебель, оборудование, технику, учебную литературу, методические пособия для проведения занятий.
  7. Оплатите госпошлину на выдачу лицензии.
  8. Подайте документы в лицензирующий орган.

Документы принимаются по описи, если в них обнаружены недостатки, то они возвращаются соискателю на доработку (сроком до 30 дней). После этого начинается этап проверки достоверности поданных сведений, причем, не только документальной, но и с выездом на место. В течение 60 дней с даты регистрации заявления чиновники выдают разрешение или отказ в получении лицензии.

Отказ должен быть мотивированным и возможен по двум основаниям: недостоверность сведений или отсутствие условий для процесса обучения. Госпошлина в случае отказа не возвращается.

Что будет, если работать без лицензии

За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до пяти лет. Конечно, такое суровое наказание применяется крайне редко, когда работа без лицензии причинила крупный ущерб или был получен доход в крупном размере.

Кроме этого, оказание услуг без лицензии снижает конкурентность образовательной организации:

  • нет льгот при участии в аукционе на право аренды муниципальной недвижимости;
  • не признаётся документ о получении образования или повышения квалификации;
  • обучающиеся в нелицензированной организации не могут получить налоговый вычет по затратам на обучение;
  • серьёзные рекламные источники не принимают объявлений таких организаций.

Советуем посмотреть интересное видео, в котором рассмотрен порядок лицензирования образовательной деятельности.

Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/licenzirovanie-obrazovatelnoy-deyatelnosti

Может ли ИП оказывать услуги по обучению и чем ему грозит такая образовательная деятельность

Оказание услуг в сфере образования

“У меня есть ИП, я хочу обучать онлайн”.

Последнее время это один самых распространенных запросов к юристам и бухгалтерам. С учетом распространения интернета это и не удивительно.

Сегодня, не выходя из дома, можно научиться чему угодно. От получения профильного высшего образования до рисования пивом на крафтовом картоне. Может ли ИП заниматься обучением, как это сделать и на что обращать внимание, чтобы не нарушать закон. Давайте разбираться.

Обучать можно
И даже без лицензии
Договор обязателен
А можно ли оферту на сайт
Как платить налоги
Резюмируем вышесказанное

Закон разрешает индивидуальным предпринимателям заниматься обучением (п. 20 ст. 2 Закона “об образовании”, далее Закона 273). При этом обучающие ИП приравниваются к образовательным организациям и имеют весь набор прав, обязанностей и ответственности, как и школы или курсы вождения (п. 2 ст. 21 Закона 273).

Если у ИП при регистрации или при дополнительном внесении указаны образовательные коды по ОКВЭД, регистрационный орган автоматически направит эти данные в территориальные комитеты и департаменты, занимающиеся контролем и надзором в сфере образования.

ИП могут обучать:

  1. Основным и дополнительным общеобразовательным программам.
  2. Программам профессионального обучения.

Это могут быть, например:

  • Языковые курсы, обучение рисованию, тренинги для маркетологов, занятия для личного роста. Код ОКВЭД 85.41.9.
  • Ораторские курсы и курсы скорочтения. Код 85.42.9.

Подбирать коды надо внимательно.

Кроме этого обучение является педагогической деятельностью. Это значит, что ИП должен соответствовать определенным требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам:

  • иметь профильное образование в зависимости от того, чему обучает (ст. 331 ТК РФ, ст. 46 Закона 273);
  • не иметь судимости (ст. 331 ТК РФ);
  • не иметь некоторых заболеваний (ст. 46 Закона 273).

До начала обучения индивидуальный предприниматель должен своим ученикам предоставить:

  • свидетельство о регистрации в статусе ИП и выписку из ЕГРИП;
  • дипломы о профильном образовании;
  • информацию об общем педагогическом стаже и о стаже индивидуального преподавания.

(п. 4 ст. 32 Закона 273).

Если документы не предоставите, ученик может по суду потребовать вернуть деньги, и его требование будет удовлетворено.

Нужно помнить и о других требованиях ФЗ “Об образовании в РФ”. Например, об академическом отпуске или о правилах переноса занятий, если ученик заболел — у обучающегося есть такое право. Все нюансы стоит изучать подробно.

Индивидуальные предприниматели могут обучать дистанционно через интернет (п. 2 ст. 13 Закона 273). То есть обучать людей на онлайн-курсах можно. Это законно.

И даже без лицензии

Образовательная деятельность лицензируется (п. 1 ст. 91 Закона 273).

Но для индивидуальных предпринимателей есть исключение: если предприниматель обучает лично, не привлекая других педагогических работников, то лицензироваться не нужно (п. 2 ст. 91 Закона 273).

При этом для целей лицензирования закон ограничивает ИП в найме дополнительных педагогов для обучения, но разрешает принимать на работу персонал, не занятый в образовательном процессе.

Например, бухгалтеров или сисадминов.

Если предприниматель обучает лично, не привлекая педагогических работников, лицензироваться не нужно.

Как только ИП решил нанять сотрудников занятых в образовательном процессе, он идет получать лицензию. В противном случае привлекут к административной ответственности (ч. 2 ст. 14.1 КоАП). Штраф в этом случае небольшой — от 4 до 5 тысяч рублей. Но если был получен доход выше 2 миллионов рублей, то могут привлечь к уголовной ответственности (ст. 171 УК).

Отсутствие лицензии может стать поводом для возврата денег ученикам. Даже если они уже прошли обучение. Даже если нет статуса ИП.

Что говорит судебная практика:

Четыре товарища решили заработать на Форекс и нашли онлайн-преподавателя. Описание курсов на сайте им понравилось, а преподаватель сделал им личные предложения, от которых они не смогли отказаться. Оферты на сайте не было, а договоры не заключались. Каждый заплатил преподавателю 35 тысяч рублей за курс.

В процессе обучения товарищи пришли к выводу, что преподаваемый материал не соответствует написанному на сайте. Они обратились в суд с претензией о возврате полной оплаты курса. Свои требования они обосновали отсутствием у преподавателя компетенций и образовательной лицензии.

Суд первой инстанции встал на сторону истцов и взыскал с преподавателя стоимость курсов, неустойку и компенсацию морального вреда. По 47 тысяч рублей на каждого.

Почему так вышло

Судья пришел к выводу, что описание услуги на сайте и личное предложение организатора – публичная оферта. В результате которой между ответчиком и истцом был заключен договор на образовательные услуги. А поскольку образовательной лицензии у организатора не было, клиенты имели право отказаться от такой услуги полностью.

Дело Прикубанского районного суда г. Краснодара № 2-2350/18.

В настоящий момент делом занимается апелляционная инстанция. Посмотрим, что она скажет.

Договор обязателен

Не по желанию, а по закону ИП обязан заключать со своими учениками договор на образование. Причем данный договор должен соответствовать Правилам оказания платных образовательных услуг (далее — Правила) и содержать все обязательные пункты (п.12 Правил):

  • ФИО индивидуального предпринимателя;
  • адрес ИП;
  • ФИО ученика и номер его телефона;
  • адрес ученика;
  • права, обязанности и ответственность индивидуального предпринимателя и ученика;
  • полная стоимость и порядок оплаты;
  • вид, уровень и направленность образовательной программы;
  • форма и сроки обучения;
  • порядок изменения и расторжения договора;
  • важное в соответствии со спецификой обучения.

Договор должен также соответствовать тому, что предлагается ученикам на сайте (п. 15 Правил).

Источник: https://www.profdelo.com/blog/223-mozhet-li-ip-okazyvat-uslugi-po-obucheniyu-i-chem-emu-eto-grozit/

Порядок и правила оказания платных образовательных услуг в школе и ДОУ. Ответственность и стоимость сервиса

Оказание услуг в сфере образования

Конституция РФ гарантирует возможность бесплатно получить дошкольное, основное общее и среднее специальное образование любому гражданину. Тем не менее денежные поборы в школах и детских садах давно уже стали притчей во языцех среди родителей.

В довольно навязчивой форме людям внушается обязанность «благодарить» преподавателей за их работу даже в тех учебных заведениях, которые финансируются из госбюджета, нарушая при этом правовые рамки. В статье разбираются юридические аспекты оказания платных образовательных услуг в России.

Оказываем юридическую помощь. Звоните

Источник: https://pravovoi.center/zpp/uslugi/obrazovatelnye/platnye.html

Школьное образование: то ли услуга, то ли обязанность. Почти уже вечный спор

Оказание услуг в сфере образования

Родители и учителя продолжают спорить, чем сейчас является образование: услугой, оказываемой государством, или государственной обязанностью перед гражданами. Наш блогер Николай Архаров категорически против идеи, представляющей образование услугой, и объясняет почему.

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Сторонников и противников тезиса “образование – это услуга” ничто не сможет примирить – или так кажется. Вероятно, причиной этого является недостаточная аргументация. Постараемся углубиться в этот вопрос с точки зрения противника утверждения «образование – это услуга», коим я и являюсь. И пусть юристы меня поправят.

Наиболее распространенный аргумент сторонников утверждения «образование – это услуга» выглядит примерно так:

«Формально-юридически воспитательно-образовательный процесс является услугой, с этим бесполезно “бороться”».

Часто возникает непонимание разницы между услугой, которую “оказывают” друзья и прислужники, и услугой — формой экономического взаимодействия. Услуга отличается от работы отсутствием продукта и выполняется в момент совершения. Труд программиста и парикмахера — это работа. Труд учителя и таксиста — это услуга.

Третий вид деятельности — государственная служба

В приведенном утверждении не учитывается тот факт, что есть и ещё один вид труда – это деятельность, обеспечивающая выполнение государством своих обязательств перед обществом. То есть труд государственных служащих. Судья, оглашающий приговор, никакой услуги подсудимому не оказывает.

Для возникновения таких отношений требуется два условия:

1. Наличие социального заказа на определенный вид деятельности, например, охрана правопорядка, правоприменительная деятельность, обеспечение безопасности, управление финансами страны и так далее, с созданием соответствующей государственной структуры на реализацию этого социального заказа.

2. Наличие неких обязанностей у всего населения или его групп. Например, выполнять правила финансовой деятельности, выполнять экологические требования.

Даже в чрезвычайных ситуациях граждане обязаны подчиняться требованиям сотрудников МЧС в вопросах, касающихся служебной деятельности по ликвидации последствий стихийных действий и спасению людей, оказывать сотрудникам МЧС в этой деятельности всемерное содействие.

Наравне с обязанностями граждане имеют соответствующие права, например, на оказание помощи в чрезвычайных ситуациях, но наличие этих параллельных прав не порождает такой вид деятельности, как услуга, и отношений клиент – исполнитель.

Услуга полностью исключает обязанность. Пассажир не обязан ехать в такси, клиент не обязан стричься, гражданин не обязан брать кредит и так далее.

Социальный заказ

Социальный заказ на образование существует. Бизнесу требуются сотрудники, обладающие определенным набором знаний. Армия, МВД, другие государственные структуры тоже не смогут функционировать без образованных сотрудников. Определён минимальный уровень знаний подрастающего поколения, соответствующий общему образованию.

Мало того, каждый гражданин заинтересован в высоком уровне образования в стране. Это видно на примере последствий проблем, возникших в образовании. Сейчас идти к врачу можно только по рекомендации лечившихся у него родственников и знакомых. К сожалению, даже у одного меня есть много примеров, когда родственники или знакомые теряли здоровье или даже жизнь «из-за диагноза “врачебная ошибка”».

С трудом удаётся найти электрика, который понимает, почему на нулевой провод нельзя ставить выключатель. Примеров можно привести тысячи. Все они подтверждают запрос общества к государству на обеспечение минимального образовательного уровня молодежи.

Права и обязанности

Обязанности родителей по обучению и воспитанию детей закреплены в пункте 4 статьи 43 Конституции РФ «Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования» и в пункте 2 статьи 63 Семейного кодекса РФ «Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

Параллельно с обязанностями родители и дети имеют права в области образования, в том числе в той же статье конституции в пункте 1 «Каждый имеет право на образование» и пункт 2 «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях» и в том же пункте Семейного кодекса «Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования». Развитие и уточнение этих положений даётся в законе «Об образовании». В нём же, в пункте 1 статьи определены обязанности учащихся.

Наличие социального заказа на образование, наличие специально созданной государственной структуры для выполнения этого социального заказа и обременение родителей обязанностью обеспечения образования детей, а детей обязанностью учиться, исключают понятие услуги в отношении образования.

Вся ответственность за образование детей лежит на Министерстве просвещения. Родители обязаны оказывать содействие в обучении. Дети обязаны учиться.

Каковы причины выделения образования в государственную услугу

Введение понятия образовательной услуги упрощает осуществление платных услуг. Без этого понятия в образовании была бы такая же бредовая ситуация как, если бы МЧС установило, что тушение пожара водой бесплатно, а пенное пожаротушение – за отдельную плату.

Министерство просвещения выделило в своей структуре исполнителей государственной услуги – школы. Им делегирована полная ответственность за выполнение образовательной услуги.

Создана видимость полной самостоятельности школ: сами создают программу обучения (везде они практически одинаковые, так как создаются по жёстким требованиям министерства), заключают договора на оказание образовательных услуг.

Школы выполняют услуги именно в формате исполнитель-клиент, где родители и дети фактически не обременены обязанностями

Управление министерства просвещения оставило себе только функции стандартизации и контроля. Получается, руки сами по себе, с полной ответственностью за выполняемую работу, голова сама по себе, без какой-либо ответственности.

Снятие с себя функций управления образовательной деятельностью привело к деградации кадров министерства. Непонимание процесса обучения сотрудниками министерства привело к допущению грубейших, с точки зрения научной педагогики, ошибок в руководящих документах.

Не выполняя функций управления образовательной деятельностью, министерство, естественно, не проводит никаких работ по развитию систем (технологий) обучения. Развитие систем обучения заменено коммерческой деятельностью создателей УМК.

Ведомство ограничилось видимостью контроля, который заключается в периодическом издании разрешительно-запретительных приказов.

Отсутствие квалифицированных сотрудников привело к деградации педагогической научной деятельности и, как следствие, к деградации методик обучения.

Последствия перевода образования в статус услуги:

  • Снятие министерством просвещения ответственности за результаты общего образования с себя и перекладывание этой ответственности исключительно на школы;
  • Деградация педагогической науки и систем обучения;
  • Фактическое снятие ответственности за обучение с родителей и учеников;
  • Неоправданное повышение значения функций контроля в образовании. Без реального развития технологий обучения и без устранения ошибок, допущенных министерством в организации учебной деятельности, эти функции являются бесцельным расходованием средств;
  • Повышение социального недовольства населения отсутствием качественного обучения;
  • Формирование социальных конфликтов между исполнителями образовательных услуг и их получателями (учителями, родителями, детьми), между учителями и вышестоящими структурами.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/melfm/shkolnoe-obrazovanie-to-li-usluga-to-li-obiazannost-pochti-uje-vechnyi-spor-5f620f2c566c54391123a233

» Понятие и основные виды образовательных услуг | Фин Эксперт Групп

Оказание услуг в сфере образования

В настоящее время употребление словосочетания «образовательные услуги» стало привычным и обыденным как в письменной, так и в устной речи, как для лиц, предоставляющих эти услуги, так и для лиц, их потребляющих.

Но всегда ли правильно мы трактуем это понятие? Не вдаваясь в подробности и не выделяя каких-либо юридических тонкостей, можно сказать, что образовательные услуги – это услуги, предоставляемые в сфере (системе) образования. Такого определения образовательных услуг вполне достаточно, но только до тех пор, пока не возникает реальной потребности в приобретении этих самых услуг.

Именно здесь и появляется желание узнать все нюансы и подробности. Попробуем определить, что же именно включает в себя понятие «образовательные услуги».

Ни в Законе РФ «Об образовании», ни в других нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, официального определения образовательных услуг не содержится. Общее понятие услуг закреплено в Налоговом кодексе РФ.

Услугами признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Это означает, что при оказании услуг, как правило, не создается объектов материального мира, на которые могли бы распространяться права собственности. Услуги, преимущественно, не имеют овеществленной формы (проще говоря, их нельзя потрогать, примерить, т.е.

их нельзя осязать как конкретную вещь), а содержат полезный эффект в самих себе. Итогом услуг являются нематериальные блага (например, определенное состояние лица, достигнутое в результате лечения; полученная необходимая информация; приобретенный уровень образования и проче.).

Исключение составляют услуги по изготовлению овеществленных предметов по индивидуальным заказам (например, услуги фотографий, а также другие услуги, результат которых хранится на материальных носителях – магнитных лентах, дисках, бумаге и др.).

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

Соотношение понятий услуги и образование позволяет нам определить, что образовательные услуги – это услуги, предоставляемые в процессе осуществления образовательной деятельности, результатом которой является достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения.

Казалось бы, такое определение является вполне понятным и можно дальше продолжить разговор об образовательных услугах. Но не все так просто. В чем же, собственно, заключается проблема?

Смысл проблемы состоит в применении гражданско-правовых норм к сфере образования. С точки зрения гражданского законодательства услуги, как правило, имеют возмездный характер. Это означает, что исполнение услуг реализуется за соответствующую плату. Отношения между исполнителем и потребителем услуг регулируются соответствующим договором.

Осуществление образовательного процесса государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов не является платным и не регулируется договорными отношениями об оказании образовательных услуг.

Следовательно, в данном случае реализацию процесса обучения и воспитания нельзя абсолютно отождествлять с оказанием образовательных услуг.

В нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, можно довольно часто встретить словосочетание «образовательные услуги», которое в некоторых случаях дополняется словом «платные» (иногда словом «дополнительные»). Данное дополнение употребляется именно с целью разграничить характер образовательной деятельности осуществляемой на платной и бесплатной основе.

Зачем же употреблять слово «платные», если сама услуга носит преимущественно возмездный характер? На сей раз, очевидно с тем, чтобы отграничить характер уже самой услуги – на платный и бесплатный. Когда речь заходит о бюджетных образовательных учреждениях, то, как правило, употребляется понятие «платные (платные дополнительные) образовательные услуги».

Однако при регламентации деятельности негосударственных образовательных учреждений выражение «платные образовательные услуги» практически не используется, так как все услуги в данных организациях предоставляются за плату.

Отсюда следует вопрос, как же тогда быть с разграничением на платные и бесплатные образовательные услуги, да и вообще, что же, наконец, следует понимать под образовательными услугами?

О том, насколько допустимо применительно к образовательной сфере (в частности, к бесплатному образованию) употреблять понятие «образовательные услуги», ведется немало дискуссий. В рамках данного пособия неуместно вдаваться в полемику и выяснять суть данной проблемы.

В дальнейшем изложении под образовательными услугами будет подразумеваться деятельность образовательных организаций, направленная на достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения (независимо от того, является ли эта деятельность платной или нет).

Все услуги, которые оказываются в системе образования, систематизированы и легально закреплены в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) по соответствующим параметрам.

Классификация услуг включает деление на группы, затем на подгруппы, которые в свою очередь подразделяются на виды в соответствии с целевым функциональным назначением.

Основываясь на данных ОКУН, можно говорить о следующих видах услуг в системе образования:

• услуги в системе дошкольного воспитания;

• услуги в системе среднего образования;

• услуги в системе высшего образования;

• услуги в системе технической подготовки кадров (в том числе – профессиональная реабилитация кадров);

• обучение населения на курсах (в том числе – обучение на курсах иностранных языков; на курсах по вождению автомобилей; на других курсах и в кружках);

• прочие услуги в системе образования (например, репетиторство).

Практическая реализация каждого из перечисленных видов образовательных услуг осуществляется образовательными учреждениями (физическими лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельностью) в соответствии с их статусом и целевой направленностью образовательной деятельности. Так, например, услуги в системе дошкольного воспитания предоставляются дошкольными образовательными учреждениями, а услуги в системе высшего образования оказываются высшими учебными заведениями.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательную деятельность, образовательные услуги могут быть как основными, так и дополнительными.

К основным образовательным услугамотносятся услуги, предоставляемые по основным образовательным программам.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ определяется государственными образовательными стандартами, которые устанавливают федеральные (центральные) органы государственной власти и управления в рамках их компетенции.

 Дополнительными образовательными услугами,соответственно, считаются услуги, осуществляемые по дополнительным образовательным программам. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

• в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

• в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

• посредством индивидуальной трудовой педагогической деятельности.

Необходимо заметить, что государственные образовательные стандарты могут устанавливаться и по отдельным дополнительным образовательным программам.

Все образовательные услуги также могут быть разделены на два основных вида: платныеи бесплатные. В соответствии со смысловой направленностью понятия «бесплатное образование» и «бесплатные образовательные услуги» далее будут отождествлять, равно как и понятия «платное образование» и «платные образовательные услуги».

Под бесплатными образовательными услугамипонимаются услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ, финансируемых за счет бюджетных средств, и государственных образовательных стандартов.

Из данного определения необходимо выделить три существенных признака. Во-первых, бесплатные образовательные услуги оказываются государственными и муниципальными образовательными учреждениями.

Во-вторых, бесплатные образовательные услуги реализуются только по основным образовательным программам, финансируемым из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального, муниципального).

 В-третьих, реализация бесплатных образовательных услуг осуществляется исключительно в пределах государственных образовательных стандартов. Предоставление бесплатных образовательных услуг не регулируется договорными отношениями между потребляющими эти услуги, и соответствующими образовательными учреждениями.

К правоотношениям, возникающим в связи с оказанием бесплатных образовательных услуг, нормы гражданского законодательства (в том числе Закона РФ «О защите прав потребителей») не применяются. Данные правоотношения регулируются законодательством РФ (в широком смысле) об образовании.

Платными образовательными услугамипринято считать услуги, оказываемые образовательными учреждениями всех видов, а также лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельность, за соответствующую плату. Следует отметить, что настоящее определение является общим и не содержит указания на конкретные условия и порядок осуществления платной образовательной деятельности.

В связи с этим необходимо внести некоторые уточнения.

Во-первых, государственные и муниципальные образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные услуги: не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами; за счет внебюджетных средств (например, средств сторонних организаций, спонсоров или частных лиц, в т. ч. родителей воспитанников и обучающихся).

Фактически это означает, что государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительныеобразовательные услуги. Во-вторых, негосударственные образовательные организации вправе осуществлять платную образовательную деятельность, как в рамках государственных образовательных стандартов, так и за их пределами, т.е.

предоставлять за плату и основные и дополнительные образовательные услуги. Настоящее правило распространяется также на лиц, занимающихся индивидуальной образовательной деятельностью. В третьих, перечень платных образовательных услуг (как основных, так и дополнительных) должен быть в обязательном порядке закреплен в уставах (положениях) образовательных учреждений и организаций.

Н.А. Агешкина

Источник: http://www.finexg.ru/ponyatie-i-osnovnye-vidy-obrazovatelnyx-uslug/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.