Государственная пошлина определение

Государственная пошлина. Понятие, плательщики, порядок и сроки уплаты. Дифференциация размеров государственной пошлины и особенности ее уплаты. Льготы. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины

Государственная пошлина определение

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 13 ч. 1 НК государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам.

Понятие государственной пошлины дано в п. 1 ст. 333.16 НК.

В соответствии с ним под государственной пошлиной следует понимать сбор, взимаемый с лиц, названных в НК в качестве плательщиков этого сбора, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, на совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных НК, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Сравнивая приведенное определение государственной пошлины с ранее известным российскому законодательству определением (ст. 1 Закона РФ от 9 декабря 1991 г.

№ 2005-1 «О государственной пошлине»; далее — Закон о государственной пошлине), необходимо отметить, что в НК более точно отражена правовая природа государственной пошлины — это не обезличенный с позиции налогового законодательства платеж, а именно сбор, под которым в соответствии с п. 2 ст. 8 НК понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сбора государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В п. 1 ст. 333.17 НК установлено, что плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.

При этом все они признаются плательщиками только в случаях, предусмотренных п. 2 этой статьи, когда только и возникает объект взимания

государственной пошлины. В качестве таких случаев указаны следующие.

1. Обращение за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК. Этот случай прямо следует из определения государственной пошлины, данного в п. 1 ст. 333.16 НК. В гл. 25.

3 ЧК отсутствует обобщенный перечень юридически значимых действий, за совершение которых подлежит взиманию государственная пошлина (хотя состав таких действий по сравнению с ранее действовавшим законодательством значительно расширен).

Это оправдано, так как названные действия перечислены в соответствующих статьях гл. 25.3 НК, устанавливающих размеры государственной пошлины.

Однако в целях формирования более четкого понимания объектов взимания государственной пошлины привести такой перечень представляется необходимым.

Согласно положениям гл. 25.3 НК государственная пошлина взимается:

– с ходатайств, заявлений, исковых заявлений, жалоб (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной), подаваемых в суды общей юрисдикции и мировым судьям (ст. 333.19 НК);

– с ходатайств, заявлений, исковых заявлений, жалоб (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной), подаваемых в арбитражные суды (ст. 333.21 НК);

– с запросов, ходатайств и жалоб, подаваемых в КС РФ (ст. 333.23 НК);

– с обращений, направляемых в конституционные (уставные) суды субъектов РФ (ст. 333.23 НК);

– за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ и (или) законодательными актами субъектов РФ на совершение нотариальных действий (ст. 333.24 НК);

– за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами (ст. 333.26 НК);

– за совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ (ст. 333.28 НК);

– за совершение действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы (ст. 333.30 НК);

– за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора (ст. 333.31 НК);

– за совершение прочих юридически значимых действий (ст. 333.33 НК);

– за выдачу документов (их копий, дубликатов).

2. Кроме того, согласно пп. 2 п. 2 ст. 333.17 НК организации и физические лица признаются плательщиками государственной пошлины при совокупности следующих обстоятельств:

– лицо выступает ответчиком в суде общей юрисдикции, арбитражном суде или по делам, рассматриваемым мировыми судьями;

– решение суда принято не в пользу определенного физического лица или организации;

– лицо, выступающее истцом по рассмотренному делу, освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с гл. 25.3 НК.

Сроки уплаты государственной пошлины определены в п. 1 ст. 333.18 НК отдельно для каждого конкретного случая ее уплаты.

При этом следует отметить, что общий принцип, по которому установлены сроки уплаты государственной пошлины, основан на правовой природе государственной пошлины как сбора: по общему правилу без уплаты (за исключением случаев освобождения от уплаты, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты) государственной пошлины совершение юридически значимых действий в отношении лица невозможно. Поэтому по общему правилу (имеющему ряд исключений) государственная пошлина подлежит уплате до момента обращения в орган или к должностному лицу за совершением соответствующего юридически значимого действия. Так, например, при обращении в КС РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям плательщик уплачивает государственную пошлину до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (пп. 1 п. 1 ст. 333.18 НК). При обращении за совершением нотариальных действий государственная пошлина уплачивается до совершения нотариальных действий (пп. 3 п. 1ст.333.18НК).

Порядок уплаты государственной пошлины определен в п. 2-4 ст. 333.18 НК. В соответствии с ним и, если иное не установлено гл. 25.3 НК, государственная пошлина уплачивается непосредственно ее плательщиком.

Тем самым законодательно разрешен вопрос о том, как следует поступать в случаях, когда уплата государственной пошлины произведена не лицом, обращающимся за совершением юридически значимых действий, а другим лицом.

В этом случае государственная пошлина просто не будет считаться уплаченной и соответственно не будет оснований для совершения юридически значимых действий.

Ранее же этот вопрос на практике решался иначе (см., например, п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г. № 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине»).

В случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, государственная пошлина уплачивается ими в равных долях. В случае если среди них одно лицо (несколько лиц) в соответствии с гл. 25.

3 НК освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты.

При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным от ее Уплаты.

Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий также определяются в соответствующих специальных статьях гл. 25.3 НК.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается соответствующей квитанцией.

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены НК соответственно для организаций и физических лиц.

Конкретные размеры государственной пошлины определены соответствующими статьями гл. 25.3 НК отдельно для каждого вида юридически значимых действий.

По сравнению с ранее действовавшим законодательством, посвященным государственной пошлине (Закон о государственной пошлине), гл. 25.

3 НК, размеры государственной пошлины установлены в фиксированных суммах, а не в кратности к установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда в месяц, как это было в большинстве случаев ранее.

Следует отметить, что освобождение от обязанности по уплате государственной пошлины не предусматривает ни один из действующих специальных налоговых режимов (гл. 26.1, 26.2 – 26.4 НК). Между тем гл. 25.3 НК прямо установлены случаи освобождения от уплаты государственной пошлины (льготы). Такие льготы устанавливаются двумя способами.

https://www.youtube.com/watch?v=Gvl1ygOkTHE

В ст. 333.35 НК предусмотрены льготы по уплате государственной пошлины для отдельных категорий физических лиц и организаций.

В соответствии с ней, например, федеральные органы государственной власти освобождаются от уплаты государственной пошлины за право использования в своих наименованиях слов и словосочетаний «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний, а физические лица — Герои Советского Союза, Герои РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в КС РФ, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния и т.д.

Кроме того, отдельно установлены льготы по уплате государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых действий определенной категории:

– в ст. 333.36 НК — льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям;

– в ст. 333.37 НК – льготы при обращении в арбитражные суды;

– в ст. 333.38 НК — льготы при обращении за совершением нотариальных действий;

– в ст. 333.39 НК – льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния.

Согласно п. 7 ст. 333.40 НК возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном гл. 12 НК. Глава 12 НК включает в себя две статьи — ст.

78, в которой установлен порядок зачета и возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пеней, и ст. 79, в которой установлен порядок возврата излишне взысканного налога, сбора, а также пеней.

Однако указанные нормы в отношении излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины должны применяться с учетом особенностей, установленных гл. 25.3 НК.

Такие особенности определены в ст. 333.40 НК «Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины».

В этой статье определены случаи, когда уплаченная государственная пошлина подлежит возврату полностью или частично (п.

1 и 4), а также случаи, когда уплаченная государственная пошлина не подлежит возврату, несмотря на то что соответствующие юридически значимые действия совершены не были (п. 2).

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной суммы государственной пошлины.

К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины, а также документы, подтверждающие уплату государственной пошлины. Возврат суммы излишне уплаченной государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата (п. 3 ст. 333.40 НК).

Кроме того, плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия (п. 6 ст. 333.40 НК).

Статьей 333.41 НК установлены особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины.

Эти особенности заключаются в том, что, во-первых, отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев.

Во-вторых, на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка (рассрочка), проценты не начисляются в течение всего срока отсрочки.

Доверьте решение своих проблем профессионалам!

Источник: https://xn----7sbahjvhmcvme8cq0l.xn--p1ai/publ/juridicheskaja_literatura/gosudarstvennaja_poshlina_ponjatie_platelshhiki_porjadok_i_sroki_uplaty_differenciacija_razmerov_gosudarstvennoj_poshliny_i_osobennosti_uplaty/7-1-0-466

Налоги и налогообложение

Государственная пошлина определение

Государственная пошлина установлена Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ и кодифицирована в виде главы 253 НК, вступившей в действие с 1 января 2005 г.

В соответствии со ст.

33316 государственная пошлина — это федеральный сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 253 НК (кроме действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ).

Можно выделить следующие характерные черты государственной пошлины:

  • обязательный и возмездный характер, так как она выступает в качестве обязательной компенсации за оказание юридическим и физическим лицам конкретных государственных услуг;
  • определенный регулятивный характер, так как она выступает в качестве особого инструмента для управления спросом и предложением на государственные услуги;
  • фискальный характер, так как она обеспечивает бюджетам определенный доход от установления монополии государства на отдельные виды услуг;
  • учитывается в составе налоговых доходов бюджетов различных уровней.

Таким образом, государственная пошлина имеет индивидуально возмездную природу, ее уплата является основанием для осуществления указанными выше органами и должностными лицами соответствующих юридически значимых действий, в которых нуждаются плательщики пошлины.

Основные элементы государственной пошлины представлены на рисунке.

Плательщиками госпошлины признаются организации и физические лица в случае, если они:

1) обращаются за совершением юридически значимых действий (выдача документов, их копий, дубликатов приравнивается к юридически значимым действиям);

2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.

Объектом обложения госпошлиной является более 100 видов юридически значимых действий, которые разделяются на семь основных групп.

1. Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировым судьям, в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ (ст. 33320, 33322, 33323 НК).

2. Совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) законодательно уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (ст. 33324 НК).

3. Государственная регистрация актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами (ст. 33326 НК).

4. Совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выхода из гражданства РФ, а также с въездом в РФ и выездом из РФ (ст. 33328 НК).

5. Совершение действий по официальной регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологии интегральных микросхем (ст. 33330 НК).

6. Совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора (ст. 33331 НК).

7. Осуществление государственной регистрации и прочих юридически значимых действий.

Последняя группа наиболее обширна по своему составу. Полный перечень действий этой группы представлен в ст. 33333 и 33334 НК. Однако для составления представлений о широте охвата приведем некоторые виды таких действий.

Облагается госпошлиной государственная регистрация: юридического лица, физического лица в качестве ИП, политической партии, средств массовой информации, договоров коммерческой концессии, договоров об ипотеке, договоров о залоге транспортных средств, сервитутов, прав на предприятие как имущественного комплекса, лекарственных средств, транспортных средств, воздушных и морских судов и совершение иных регистрационных действий с ними, выпуска эмиссионных ценных бумаг и иные регистрационные действия.

Кроме того, в составе этой группы облагается госпошлиной и осуществление прочих юридически значимых действий: выдача лицензий на право осуществления лицензируемых видов деятельности, предоставление разрешений на право вывоза культурных ценностей, проставление апостиля, легализация документов, истребование документов, проведение аттестаций, выдача ордера на квартиру, выдача разрешения на распространение наружной рекламы, получение ресурса нумерации оператором связи, право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц и другие действия.

В Налоговом кодексе РФ установлены индивидуальные для каждого вида юридически значимых действий размеры (ставки) госпошлины. При этом используются два основных вида ставок: твердые (специфические) и адвалорные (в процентах).

Наибольшее количество ставок госпошлины представлено именно как твердые ставки — в фиксированных суммах в рублях за каждое юридически значимое действие, причем по отдельным группам таких действий предусмотрены исключительно твердые ставки.

К таким группам относятся совершение действий органами ЗАГСа, действий, связанных с приобретением гражданства или выхода из него, действий по официальной регистрации программ ЭВМ, действий по осуществлению федерального пробирного надзора, т.е.

все виды госпошлины групп 3—6 из представленного выше перечня.

В качестве примера твердых ставок можно привести госпошлину за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства, установленную в размере 200 руб.

Значительно меньшее количество ставок представлено как адвалорные. Данные ставки в госпошлине встречаются в двух разновидностях — пропорциональные и регрессивно-каскадные.

Адвалорные пропорциональные ставки формулируются в процентах от суммы (сделки, искового заявления и т.д.) с предельным ограничением или без него.

В качестве примера такой ставки с предельным ограничением приведем госпошлину за государственную регистрацию договора о залоге транспортных средств, установленную в размер 0,1% суммы договора, но не более 1000 руб.

Примером адвалорной пропорциональной ставки без предельного ограничения может служить госпошлина за право вывоза культурных ценностей, которая устанавливается для ценностей, созданных более 50 лет назад, в размере 10% их стоимости, созданных 50 лет назад и менее — в размере 5% их стоимости.

Адвалорные регрессивно-каскадные ставки устанавливаются в процентах от суммы (искового заявления) с делением этой суммы на налоговые разряды с применением для каждого разряда своей ставки, понижающейся при переходе к более высокому разряду. При этом возможно установление предельных ограничений по нижнему и высшему налоговому разряду.

Например, при подаче в арбитражный суд искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, с цены иска уплачивается госпошлина:

  • до 50 000 руб. — 4%, но не менее 500 руб.;
  • от 50 001 до 100 000 руб. — 2000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 50 тыс. руб.;
  • от 100 001 до 500 000 руб. — 3500 руб. плюс 2% суммы, превышающей 100 тыс. руб.;
  • от 500 001 до 1 000 000 руб. — 11 500 руб. плюс 1% суммы, превышающей 500 тыс. руб.;
  • свыше 1 000 000 руб. — 16 500 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 1 млн. руб., но не более 100 тыс. руб.

В отдельных случаях предусматривается увеличение ставок в определенных Налоговым кодексом РФ пределах. Так, за нотариальные действия, совершаемые вне помещений государственной нотариальной конторы, органов исполнительной власти органов местного самоуправления, предусмотрено увеличение размера госпошлины в полтора раза.

За совершение ускоренной процедуры действий федерального пробирного надзора госпошлина существенно увеличивается: на 200% при выдаче заклейменных изделий, результатов экспертизы или анализа в течение одних суток с момента принятия изделий, на 100% при выдаче заклейменных изделий в течение двух суток.

По пробирному надзору установлены также иные основания для увеличения размера госпошлины.

В данном сборе установлено значительное количество льгот. Эти льготы сохранились в госпошлине еще с тех времен, когда она взималась в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине».

Однако принципиальным отличием в вопросе установления льгот по сравнению с ранее существовавшим порядком стало исключение возможности органам субъектов РФ и местного самоуправления вводить дополнительные к федеральному перечню льготы. В главе 253 НК такая норма уже предусмотрена.

Справедливости ради следует признать, что хотя общее количество льгот при кодификации госпошлины было уменьшено, но все равно их количество остается значительным.

Полный перечень льгот представлен в ст. 33335—33339 НК. Не воспроизводя их, представим классификацию льгот по видам.

Характеристикальгот по уплате госпошлины
Вид льготыХарактеристика
Отсрочка (рассрочка) платежаСуды общей юрисдикции, мировыесудьи, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ, исходя изимущественного положения плательщика, вправе отсрочить или рассрочитьуплату госпошлины по ходатайству заинтересованного лица на срок отодного до шести месяцев без начисления процентов
Уменьшение размерагосударственной пошлиныСуды общей юрисдикции, мировыесудьи, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ, исходя изимущественного положения плательщика, вправе уменьшить размергоспошлины по рассматриваемым ими делами
Полное освобождение от уплатыгосударственной пошлины1. Устанавливается НК по отдельным видам юридически значимыхдействий для всех категорий физических лиц и организаций.Пример: за вывоз культурных ценностей, истребованных из чужогонезаконного владения; за государственную регистрацию арестовнедвижимого имущества.2 Устанавливается НК по отдельным видам юридически значимыхдействий для отдельных категорий физических лиц и организаций.Пример: суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировыесудьи при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд РФ;физические лица — авторы культурных ценностей — за право вывоза имикультурных ценностей.3 Устанавливается НК по отдельным видам юридически значимыхдействий для всех категорий лиц, совершаемых отдельными органами(должностными лицами).Пример: по жалобам на определения суда, рассматриваемымисключительно в судах общей юрисдикции, освобождаются любые организациии физические лица
Частичное освобождение от уплатыгосударственной пошлиныУстанавливается НК по отдельным видам юридически значимых действий для отдельных категорий физических лиц и организаций.Пример: инвалиды I и II групп — на 50% по всем видам нотариальных действий

Порядок и сроки уплаты госпошлины ⇒

Источник: https://isfic.info/tax/payma58.htm

Государственная пошлина и ее виды

Государственная пошлина определение

Понятие государственной пошлины дано в ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с физических лиц и организаций при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий (включая выдачу документов и их дубликатов), предусмотренных гл. 25.3 НК РФ.

В свою очередь, на основании ст. 8 НК РФ сбором является обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины за рассмотрение дел в мировых судах и судах общей юрисдикции определяются гл. 25.3 НК РФ.

Согласно ст. 333.17 НК РФ к плательщикам государственной пошлины относятся:

– организации и физические лица, которые обращаются в суд за совершением юридически значимых действий.

К таким лицам в гражданском процессе могут относиться лица, участвующие в деле (истцы, ответчик, предъявляющий встречный иск, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования, и иные лица, обращающиеся в суд за совершением юридически значимых действий), лица, подающие апелляционные, кассационные и надзорные жалобы (в том числе лица, не участвовавшие в деле, но чьи права затронуты вынесенным решением);

– организации и физические лица, которые выступают ответчиками в судах общей юрисдикции или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ.

По общему правилу государственная пошлина уплачивается при обращении в суды общей юрисдикции или к мировым судьям до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной).

Организации и физические лица, которые выступают ответчиками в судах общей юрисдикции или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ, – в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

Государственная пошлина уплачивается самим плательщиком по месту нахождения соответствующего суда в наличной или безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком.

В случае если за совершением юридически значимого действия в суд одновременно обращается несколько лиц (плательщиков), не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с гл. 25.3 освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты.

При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины.

Размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, установлен ст. 333.19 НК РФ. Можно условно выделить шесть видов государственных пошлин, уплачиваемых при обращении в суды общей юрисдикции и мировые суды:

1) пошлина, уплачиваемая при подаче искового заявления имущественного характера,подлежащего оценке.

2) пошлина, уплачиваемая при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера;

3) пошлина, уплачиваемая при подаче апелляционной, кассационной и надзорных жалоб;

4) пошлина, уплачиваемая при подаче заявлений в рамках отдельных видов гражданского судопроизводства (особое производство, приказное производство, производство по делам, вытекающим из публично-правовых отношений);

5) пошлина, уплачиваемая по отдельным категориям дел (например, при подаче искового заявления о расторжении брака, при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок и др.).

Существуют три формы исчисления государственной пошлины:

1) простая – в фиксированном размере

2) пропорциональная – в зависимости от размера исковых требований

3) смешанная – фиксированная сумма и процент от размера требований

При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 20 000 рублей – 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

от 20 001 рубля до 100 000 рублей – 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей – 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей – 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;

свыше 1 000 000 рублей – 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

При подаче заявления о вынесении судебного приказа – 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера;

при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:

для физических лиц – 300 рублей;

для организаций – 6 000 рублей;

при подаче надзорной жалобы – в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

при подаче искового заявления о расторжении брака – 600 рублей;

при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:

для физических лиц – 300 рублей;

для организаций – 4 500 рублей;

при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

для физических лиц – 300 рублей;

для организаций – 2 000 рублей;

при подаче заявления по делам особого производства – 300 рублей;

при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы – 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда – 2 250 рублей;

при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, – 300 рублей;

при подаче заявления об отмене решения третейского суда – 2 250 рублей;

при подаче заявления по делам о взыскании алиментов – 150 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза;

при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

для физических лиц – 300 рублей;

для организаций – 6 000 рублей.

Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции устанавливаются ст. 333.20 НК РФ.

Так, определено, что при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера (п. 1 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ).

При предъявлении встречного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в общем порядке (п. 4 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ).

В случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковыхтребований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается (п. 6 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ)

При подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, государственная пошлина не уплачивается (п. 7 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ).

Суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ.

На основании ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

o уплаты государственной пошлины в большем размере, чем установлено НК РФ;

o возвращения заявления, жалобы или отказа в их принятии судами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

o прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, если же она подлежит возврату частично – копии указанных платежных документов. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в суд.

Процессуальным законодательством предусмотрено право суда предоставить отсрочку (рассрочку) уплаты государственной пошлины. Основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются НК РФ (ст. 90 ГПК РФ). Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, а также уменьшение ее размера в соответствии с п. 2 ст. 333.

20 НКосуществляются судом (мировым судьей) по ходатайству заинтересованного лица. Обоснованность ходатайства должна быть подтверждена соответствующими документами (справками о размере заработной платы, пенсии, наличии несовершеннолетних детей, нетрудоспособных супругов и т.п.). Отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена на срок, не превышающий один год (ст. 333.41, п. 1 ст.

64 НК РФ).

Источник: https://infopedia.su/13x996.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.